• Календарь публикаций:



  • В политике современных развитых стран военно-техническое сотрудничество было и остается одним из приоритетных рычагов влияния. Любая страна мира, сколь бы демократичной она ни была, стремится обладать технически хорошо оснащенными вооруженными силами, поскольку на них возложено решение важнейших задач, без которых любое цивилизованное государство не может существовать и проводить самостоятельную политику. Это возможно лишь при наличии у страны потенциала по разработке, производству и оснащению своей армии современными видами и типами вооружений и боевой техники.
    Сегодня всего лишь несколько стран мира, включая США, Россию, Францию, Великобританию, могут почти полностью обеспечить потребности своих национальных Вооруженных Сил в новых и высокотехнологичных видах вооружений. Экспорт вооружений и военной техники (ВВТ) становится важной составляющей как их внешнеэкономических, так и их внешнеполитических устремлений.
    Военно-техническому сотрудничеству России с зарубежными государствами всегда придавалось и придается огромное значение на самом высоком политическом уровне. И благодаря этому, в области оборонных технологий Россия всегда обладала, и сохраняет ее сегодня, конкурентоспособностью в мире.
    55 лет назад, 8 мая 1953 года, согласно распоряжению Совета Министров СССР в структуре Министерства внутренней и внешней торговли СССР было создано Главное инженерное управление (ГИУ). С этого началось становление системы ВТС. Подразделение рассматривало поступающие заявки от иностранных государств, готовило проекты постановлений правительства, согласовывало их с заинтересованными министерствами и ведомствами, оформляло контракты, обеспечивало отгрузки ВВТ и проводило расчеты с инозаказчиками.
    В начале 90-х годов, в силу происходящих преобразований, серьезные изменения начались и в оборонно-промышленном комплексе России, в основном связанные с тяжелым экономическим положением отрасли. Поэтому указом Президента Российской Федерации в январе 1992 г. Главное инженерное управление (ГИУ) и Главное техническое управление (ГТУ) Министерства внешних экономических связей РФ (МВЭС) были реорганизованы в Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения (ВО) «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию (ГВК) «Спецвнештехника». При этом они сохранили статус структурных подразделений МВЭС.
    В ноябре 1993 г. на базе ВО «Оборонэкспорт», ГВК «Спецвнештехника» и Главного управления по сотрудничеству и кооперации МВЭС была образована Государственная компания (ГК) по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». Она получила статус самостоятельной коммерческой организации, другими словами, она не подчинялась ни одному из министерств и ведомств. В августе 1997 г. три предприятия ФГУП «Росвооружение», ФГУП «Промэкспорт» и ФГУП «Российские технологии» получили статус государственных посредников по экспорту ВВТ, запасных частей к ним, работ (услуг) военного назначения и т.п.
    В 2000 г. Президент России В.Путин подписал основные нормативные правовые документы в области военно-технического сотрудничества, определившие стратегию и тактику поступательного наращивания объемов российского оружейного экспорта. Это позволило вернуться к возрождению эффективного инструмента реализации принципа государственной монополии в этой сфере, устранить предпосылки к неоправданной конкуренции российских спецэкспортеров на внешнем рынке. В ноябре того же года было создано ФГУП «Рособоронэкспорт», а в декабре – Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России), преобразованный в 2004 году в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России).
    Прошедший период доказал правильность принятого решения. Практически заново созданная система ВТС не только сохранила, но и укрепила позиции России на мировом рынке вооружений. ФСВТС России (Служба) является головным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по регулированию и контролю деятельности в области ВТС России с иностранными государствами, и обеспечивающим исполнение международных договоров.
    Благодаря принятым мерам общий объем поставок за рубеж военно-технической продукции в течение последних пяти лет ежегодно увеличивается на 1 млрд. долларов США. Это свидетельствует о том, что, несмотря на значительное обострение конкурентной борьбы на традиционных оружейных рынках, Россия восстановила и удерживает на них свое влияние.
    Выработан эффективный механизм взаимодействия Службы с другими органами государственной власти и организациями по вопросам военно-технического сотрудничества. В результате к российским участникам ВТС приходит понимание роли и места Службы как координирующего органа государственной власти в этой сфере.
    В тесном взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, Советом Безопасности, Правительством Российской Федерации и федеральными органами власти Служба оказывает всестороннюю и целенаправленную государственную поддержку разработчикам, производителям и экспортерам вооружения.
    Кроме того, в настоящее время Служба совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку предложений в части совершенствования маркетинговой деятельности в сфере ВТС, включая конкретные программы продвижения отечественных систем, комплексов и образцов вооружения и военной техники в иностранные государства – потенциальные импортеры российского оружия.
    В целом спектр военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами довольно широк как по номенклатуре экспорта ПВН, так и по географии поставок. В числе поставляемой военной продукции – современные образцы авиатехники и вооружения к ней, зенитные ракетные и артиллерийские системы, бронетанковая техника, боеприпасы и стрелковое оружие. Российская сторона ведет строительство, модернизирует и осуществляет ремонт в интересах инозаказчиков подводных и надводных кораблей различных классов, оказывает содействие в налаживании лицензионного производства, ремонта и модернизации российских образцов ВВТ на территории иностранных государств, проводит совместные НИОКР, производит запуски зарубежных космических аппаратов военного и двойного назначения, а также работает на ряде других направлений.
    Целенаправленно проводится работа по повышению качества послепродажного обслуживания ВВТ, уровня подготовки специалистов, по созданию необходимой инфраструктуры в странах – импортерах российского вооружения, а также расширению экспорта запасных частей. Внедряется гибкая ценовая политика с применением разнообразных форм расчетов за поставки с учетом финансовых и экономических возможностей стран-импортеров, используются офсетные программы. Одно из основных направлений – повышение уровня конкурентоспособности российских вооружений за счет снижения эксплуатационных расходов, доработка образцов вооружений под требования конкретного иностранного заказчика.
    Одно из перспективных направлений ВТС – это активное использование опыта мирового сообщества производителей оружия в международной кооперации при разработке систем вооружения будущего. Имеется достаточно примеров начала освоения данного направления ВТС ведущими производителями, как западными, так и отечественными.
    Наша страна осуществляет ВТС более чем с 80 государствами в различных регионах мира. Основными нашими партнерами в этой сфере являются Китай, Индия, Вьетнам, Греция, Алжир, ОАЭ, Венесуэла, Малайзия и ряд других стран. Также есть желание приобретать российское оружие у стран Африки и Латинской Америки.
    В России сейчас выстроена и действует оптимальная модель государственного управления ВТС в виде трехуровневой структуры: Президент Российской Федерации - Правительство Российской Федерации - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, спецэкспортеры, предприятия – разработчики и производители продукции военного назначения. Ведется постоянная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы ВТС, которая сильно влияет на эффективность функционирования всего механизма этого направления деятельности государства.
    Служба оказывает активное содействие российским участникам ВТС в международной договорно-правовой сфере. Мы считаем важным устранить причины нездоровой конкуренции между субъектами ВТС, исключить случаи несанкционированного участия в ВТС и применения демпинговых цен.
    Свою роль, с точки зрения стратегических интересов государства на современном этапе, ФСВТС России, как ведущий федеральный орган исполнительной власти, наделенный широкими правами и полномочиями по регулированию, координации и контролю государственной деятельности в области ВТС, видит в обеспечении реализации следующих задач:
    развитие военно-технических связей с государствами – участниками СНГ и, в первую очередь с государствами – членами Организации Договора о коллективной безопасности;
    использование торговли вооружением как средства восстановления присутствия и влияния России в таких важных регионах, как Ближний и Средний Восток, Африка;
    продвижение и закрепление на новых перспективных рынках оружия в странах Юго-Восточной Азии, Тихоокеанского региона, Латинской Америки;
    грамотное использование ВТС как важнейшей составляющей внешнеэкономической стратегии государства.
    ВТС России с иностранными государствами остается одним из важнейших инструментов реализации внешнеполитической и внешнеэкономической политики нашего государства. Вся деятельность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, субъектов ВТС, других федеральных органов исполнительной власти направлена на сохранение за Россией места в тройке ведущих мировых экспортеров ПВН. Для этого у предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса есть все возможности и необходимый потенциал.
    Военно-техническое сотрудничество для России никогда не сводилось просто к получению рекордных объемов поступления валютных средств в казну. Торговля вооружением и военной техникой для российских оборонных предприятий стала дополнительным инструментом получения инвестиций в разработку новейших образцов вооружений, внося тем самым свою лепту в перевооружение нашей собственной армии.
    Поддержание научно-технического, научно-технологического и кадрового потенциала на оборонных предприятиях, сохранение, восстановление и развитие кооперации оборонных отраслей промышленности в области разработки, производства, поставок, эксплуатации, модернизации, ремонта, утилизации и повышение качества продукции военного назначения – вот основные направления деятельности в решении внутригосударственных задач.
    Сохранение достигнутых внешнеполитических и внешнеэкономических позиций в значительной степени зависит от работоспособности системы послепродажного сервисного обслуживания ПВН и расширения спектра предоставляемых услуг. В связи с этим активизируются усилия по сокращению сроков поставки запасных частей и комплектующих изделий, увеличению показателей надежности и ресурса некоторых типов ПВН, восстановлению производства отдельных видов запасных частей, внедрению современных информационных технологий.
    Одной из характерных особенностей современной политики военно-технического сотрудничества, которой придерживается Россия, является создание совместных предприятий по производству вооружений с ее стратегическими партнерами, подготовка национальных военных кадров, что соответствует интересам в среднесрочном и долгосрочном планах.
    Сегодня, когда с момента образования ГИУ прошло 55 лет и система ВТС отмечает свой юбилей, с уверенностью можно сказать, что военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами работает устойчиво и имеет хорошие перспективы развития. Это заслуга специалистов, трудящихся в системе ВТС. Их добросовестность и ответственность заслужили высокие оценки со стороны государства и общества.
    Хотел бы поздравить руководство, сотрудников и ветеранов сферы ВТС со знаменательным событием – 55-летием системы военно-технического сотрудничества и пожелать крепкого здоровья, бодрости духа и неиссякаемой жизненной энергии.

    Дата публикации: 26.05.2008

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.