• Календарь публикаций:

  • Интервью заместителя директора ФСВТС России
    Бирюлина К.Н.,
    опубликованное агентством
    АРМС-ТАСС




    Россия будет расширять свое присутствие на международных выставках вооружений и военной техники

    Накануне 10-летия создания Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству заместитель директора ФСВТС России Константин Бирюлин дал интервью информационному агентству АРМС-ТАСС

    АРМС-ТАСС: Какая роль отводится Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России в процессе организации рекламно-выставочной деятельности в области ВТС?

    Бирюлин К.Н.: История участия СССР, а затем России в международных выставках продукции военного назначения (ПВН) в календарном исчислении насчитывает всего около 20 лет.

    В современных условиях рекламно-выставочная деятельность становится одним из важнейших механизмов, направленных на укрепление политических и экономических позиций государств – экспортеров оружия в различных регионах мира, а также комплексом мероприятий, эффективно содействующих инновационному развитию их экономики, прежде всего оборонно-промышленного комплекса, производству конкурентоспособной продукции путем привлечения инвестиций и новых технологий.

    В Российской Федерации государственная монополия на эту деятельность,- одну из важнейших составляющих военно-технического сотрудничества (ВТС) предопределяет, что ее правовое регулирование находится в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.

    В 2000 году, когда Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 1 декабря № 1953 были заложены основы системы ВТС и определено место федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ВТС, был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России), которому была отведена роль координатора этой деятельности.

    На этом этапе существовала некоторая «размытость» функциональных полномочий в этой сфере, что снижало ее эффективность и требовало оптимизации.

    В 2004 году система федеральных органов исполнительной власти, в том числе и участвующих в осуществлении ВТС, претерпела ряд изменений.

    КВТС России был преобразован в ФСВТС России, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа
    2004 г. № 1083 была наделена рядом новых полномочий, в том числе по осуществлению контроля и надзора за маркетинговой, рекламной и рекламно-выставочной деятельностью. Наряду с этим, на Службу были возложены полномочия по организации выставок и показов образцов ПВН в Российской Федерации и в иностранных государствах, по принятию решений об организации таких выставок и участия в них в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также по координации деятельности российских организаций – участников выставок и экспозиций на всех этапах подготовки и проведения выставок и размещения экспозиций.


    Надо отметить, что этим Указом впервые официально было введен термин «рекламно-выставочная деятельность в области ВТС».

    АРМС-ТАСС: Со времени образования ФСВТС России прошло уже 10 лет и, естественно, что за этот период времени что-то изменилось. Что конкретно претерпело изменение в организации рекламно-выставочной деятельности с течением времени?

    Бирюлин К.Н.: Для реализации положений вышеназванного Указа Президента Российской Федерации требовалась переработка действовавших в тот период нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих рекламно-выставочную деятельность в области ВТС (постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1999 г. № 1384 «Об утверждении Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения»).

    В этих целях ФСВТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлено Положение о проведении международных выставок продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2007 г. № 339.

    Этим Положением регламентирован порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при осуществлении рекламно-выставочной деятельности, определены порядок подготовки и принятия решений о проведении выставок в Российской Федерации и организации российских экспозиций на зарубежных выставках, правила экспонирования образцов продукции военного назначения, функции, обязанности и права организатора выставки и экспозиции и обязанности российских организаций – участников выставок и экспозиций.

    Несмотря на то, что документ, о котором я только что упоминал, издан относительно недавно, в настоящее время ФСВТС России ведется его доработка. И это нормально. Жизнь не стоит на месте, накапливается опыт, меняются подходы к организации выставок, ведется поиск новых форм рекламно-выставочной деятельности. И все эти процессы требуют законодательной поддержки.

    В этой связи хотелось бы отметить принципиально важное изменение, внесенное в этом году Федеральным законом от 1 июля № 142-ФЗ в статью 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», определяющее, что к ПВН не относится информация в военно-технической области, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в рекламных материалах.

    С учетом того, что к рекламным материалам можно отнести практически весь спектр демонстрируемых на выставках экспонатов (планшеты, постеры, проспекты, листовки, материалы на электронных носителях), этот закон в значительной мере позволит устранить излишние бюрократические барьеры при их вывозе для экспонирования на зарубежных выставках и расширить процесс доведения до сведения потенциальных заказчиков и иностранных партнеров информации о возможностях российского оборонно-промышленного комплекса.

    В настоящее время ФСВТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовится еще ряд проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных в том числе на упрощение процедуры подготовки к участию российских организаций в международных выставках ПВН как в России, так и в иностранных государствах.

    Речь идет о возложении на ФСВТС России полномочий по формированию списка ПВН, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, утверждению перечней ПВН, планируемых для демонстрации на выставках, а также отнесению продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу с ее территории, к категории «ПВН». Передача этих полномочий осуществляется в рамках проводимого в настоящее время реформирования структуры Минобороны России и позволит более оперативно принимать решения по эти вопросам.

    Таким образом, работа по совершенствованию нормативного регулирования рекламно-выставочной деятельности и повышению ее эффективности на протяжении последних 10 лет нами ведется постоянно и, надо отметить, дает хорошие результаты.

    АРМС-ТАСС: Наши журналисты посещают и освещают многие зарубежные выставки вооружений, в которых участвует Россия, а также выставки ПВН, организуемые на территории нашей страны. При этом они отмечают существенные изменения, произошедшие за последние 10 лет в организации и работе российских экспозиций. Что сделано и делается в Службе для координации этого процесса?

    Бирюлин К.Н.: В 2000 году, когда на КВТС России были возложены полномочия по координации рекламно-выставочной деятельности, имела неорганизованный стихийный характер. В государстве не было ясного представления о том, сколько, где и по какой тематике проводить выставки ПВН в Российской Федерации. Участие российских организаций в зарубежных международных выставках ПВН также носила хаотичный характер, как по географии участия, так и по составу экспозиций. Зачастую содержание российских экспозиций не соответствовало тематической направленности выставок, не всегда учитывались реальные потребности в вооружении, технике и услугах военного назначения того региона, где проводилась выставка. Стенды российских участников размещались разрозненно, порой даже в разных павильонах, что не давало возможности целостного восприятия российской экспозиции. Нередки в то время на выставках были случаи недобросовестной конкуренции между нашими предприятиями, когда собственные интересы отдельных из них и стремление продвинуть на рынок свою продукцию шли вразрез с интересами государства. Возникали ситуации, приводящие к срыву уже практически реализованных многомиллионных экспортных контрактов. На всех выставках нарушался установленный порядок демонстрации ПВН.

    Эти и другие недостатки являлись следствием того, что в России в тот период отсутствовала четкая система организации и координации рекламно-выставочной деятельности. Нормативная база в этой области не соответствовала реальным условиям и фактически препятствовала развитию этой сферы.

    Для повышения уровня ее организации и улучшения качества подготовки российских организаций к участию в международных выставках ПВН в ноябре 2002 г. по инициативе и под эгидой КВТС России была сформирована межведомственная рабочая группа по вопросам организации рекламно-выставочной деятельности в области ВТС из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов ВТС и компаний – устроителей наших выставок.

    Основными целями работы это группы были выработка единой стратегии рекламно-выставочной деятельности, обеспечение четкого, эффективного взаимодействия и координации всех ее участников, осуществление этой работы на плановой и регулярной основе.

    Деятельность этой группы в значительной степени способствовала оптимизации и повышению эффективности рекламно-выставочной деятельности, устранению недобросовестной конкуренции и практически всех имеющихся нарушений в этой области.

    В настоящее время для подведения итогов и обсуждения актуальных или проблемных вопросов мы собираем всех участников рекламно-выставочной деятельности у себя в Службе, как правило, один раз в год. Сегодня этого вполне достаточно.

    АРМС-ТАСС: Какие изменения произошли в системе российских выставок за эти годы?

    Бирюлин К.Н.: В начале десятилетия в Российской Федерации проводилось 10 выставок, на которых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации представлялась ПВН. При этом единственной в то время выставкой, которая соответствовала статусу «международной» и достаточно эффективно содействовала решению задач ВТС, был проводимый в г. Жуковском Московской области Международный авиационно-космический салон «МАКС», который в 2001 году состоялся уже в шестой раз и завоевал к этому времени популярность как среди российских, так и иностранных компаний, а также привлекал значительное количество потенциальных заказчиков российской авиатехники. Привлекательность этого салона связана не только с интересными экспозицией и деловой программой, но также в немалой степени обусловлена тем, что он проводится в Центральном регионе России, в непосредственной близости к Москве, что создает самые благоприятные условия для прибывающих на салон иностранных делегаций.

    Достаточно интересной и привлекательной для инозаказчиков стала проводимая по четным годам Уральская выставка вооружения, военной техники и боеприпасов, проводимая на базе Государственного демонстрационно-выставочного центра ФГУП «Нижнетагильский институт испытания металлов» в г. Нижнем Тагиле. Основным достоинством и безусловным преимуществом этой выставки является уникальный полигон, позволяющий демонстрировать в действии большое количество вооружения и крупногабаритных образцов военной техники Сухопутных войск.

    С 2001 года в целях ежегодной загрузки созданного на базе ФГУП «НТИИМ» выставочного центра в г. Нижнем Тагиле организуется еще одна выставка – Международная выставка технических средств обороны и защиты «Оборона и защита», на которой в основном представляется техника, предлагаемая для закупок МЧС России, а также аналогичными ведомствами иностранных государств.

    По Сухопутной тематике по нечетным годам проводилась также выставка в г. Омске.

    Каждая из этих региональных выставок в той или иной мере вносила свой вклад в решение задач ВТС, вместе с тем их географическое положение – отдаленность от политического и экономического центра России, и недостаточный для проведения международных выставок уровень инфраструктуры не давали возможности их динамичного роста и серьезной маркетинговой отдачи.

    В этот период в России также проводится ряд специализированных выставок - по гидроавиации (г. Геленджик), 3 московские выставки средств обеспечения безопасности государства «ИНТЕРПОЛИТЕХ», Международный салон «Двигатели», а также выставка «Высокие технологии XXI века», в г. Казани - «Авиакосмические технологии и оборудование» и «Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления» в Нижнем Новгороде. Эти выставки ориентированы прежде всего на демонстрацию продукции какой-то одной узкоспециализированной области деятельности, их общую экспозицию дополняли незначительные экспозиции ПВН.

    На большинстве из этих выставок и сегодня формируются такие экспозиции. Вместе с тем для дальнейшего развития необходимо было изменение подходов к их организации.

    В целом надо сказать, что в начале 2000-тысячных годов в России как таковой не было системы выставок, они были разрозненны и, за некоторым исключением, малоэффективны, что требовало серьезной модернизации и качественной реструктуризации этой сферы.

    Основной целью при этом было формирование в Российской Федерации четкой системы выставок ПВН, основу которой составляют выставки национального масштаба, представляющие основные направления в области создания и экспорта вооружения и военной техники – авиационно-космической, военно-морской и обычных вооружений, реально соответствующие статусу «международных» и обеспечивающие единовременную комплексную демонстрацию экспортных предложений российских организаций ОПК.

    При этом в России в то время не было площадки, на которой бы представлялись наши экспортные предложения по военно-морской тематике.

    Недостаточно эффективными и удобными для работы участников и особенно для посещения официальными делегациями иностранных государств были выставки, на которых демонстрировалась ПВН Сухопутных войск.

    Таким образом, первоочередными стали задачи создания современных, удобных для работы участников и деловых посетителей выставочных площадок для демонстрации вооружения и военной техники по этим направлениям.

    В июне 2003 года в г. Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса «Ленэкспо» в акватории Финского залива впервые проведен Международный военно-морской салон «МВМС», на котором в рамках выставочного мероприятия для специалистов и широкой публики были продемонстрированы 13 современных кораблей и катеров различного назначения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и
    ФСБ России. Для демонстрации главам официальных делегаций иностранных государств возможностей отечественного ракетно-артиллерийского морского вооружения был задействован полигон «Ржевка» в Ленинградской области. Сейчас этот салон уже получил признание в мире и занял уверенные позиции как в российской выставочной системе, так и среди крупнейших мировых салонов по этой тематике.


    Завершило формирование системы российских тематических выставок национального масштаба проведение в 2004 году в г. Москве Международной выставки продукции военного назначения Сухопутных войск «МВСВ», на которой ФСВТС России в рамках возложенных на нее новых полномочий впервые выступила в качестве организатора международной выставки ПВН.

    В 2008 году эта выставка в связи с расширением ее тематики переименована в Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ».

    В 2010 году Салон стал базовой выставкой Международного форума «Технологии в машиностроении – 2010», проведенного этим летом в
    г. Жуковском Московской области на территории созданного в 2008 году соответствии с Указом Президента Российской Федерации
    ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия». Организацию Форума совместно с ФСВТС России осуществляла Государственная корпорация «Ростехнологии».


    Надо отметить, что при подготовке Форума впервые были применены новые подходы к организации выставочных мероприятий. Формат Форума принципиально отличался от ранее проводимых в России выставок. Это отличие состоит в том, что основной акцент сделан на формировании деловой части и проведении в ее рамках мероприятий, направленных на модернизацию, инновационное развитие машиностроительной отрасли России, прежде всего оборонно-промышленного комплекса, и повышение ее конкурентоспособности.

    Кроме этого, начиная работу по подготовке этого мероприятия, мы учитывали мировую практику проведения выставок, которая показывает, что представителей военно-политических и деловых кругов потенциальных заказчиков вооружения и военной техники интересуют, как правило, крупные выставочные мероприятия, интегрирующие в себе несколько выставок, объединенных единой тематикой. Широкая тематика Форума – технологии в машиностроительной отрасли – предусматривала и сделала логичным представление в его рамках экспортных предложений по номенклатуре не только Сухопутных войск, но и в целом обычных вооружений, а также средств и систем ПВО, беспилотных многоцелевых комплексов, систем и комплексов ракетно-космической обороны, авиационного и военно-морского оборудования и вооружения. Мы ни в коем случае не стремимся одним этим мероприятием подменить «МАКС» и «МВМС», которые остаются основными площадками по демонстрации продукции по авиационно-космической и военно-морской тематикам, но в то же время, повторюсь, тематика Форума допускает представление на нем информации о достижениях и перспективных проектах России и в этих областях.

    Вообще в последние годы в мире наблюдается устойчивая тенденция к проведению многовидовых выставок. Это разумно, так как, посетив такую выставку, иностранные заказчики имеют возможность одновременно ознакомиться с предложениями в области создания различных видов вооружений, что удобно и менее затратно и для них, и для организаций – участников и значительно расширяет экспортные возможности государства.

    Понимая это, мы также стремится уходить от раздробленности выставочной системы и укрупнять наши выставочные площадки и в этих целях на одних площадках с крупными российскими выставками совмещать проведение небольших узкотематических выставок, на которых демонстрируется ПВН. Это позволит не только повысить интерес иностранных партнеров к проводимым в России выставочным мероприятиям, но и поддержать и сохранить для демонстрации на выставках те важные и перспективные направления, которые в настоящее время при их проведении в рамках узкотематические мероприятий не получают достаточной поддержки и освещения и малопривлекательны для инозаказчиков.

    Конечно, если небольшие выставки самодостаточны и в состоянии эффективно решать стоящие перед ними задачи в области ВТС, мы их поддерживаем, принимая во внимание то, что на каждой из них в той или иной степени демонстрируются достижения нашего оборонно-промышленного комплекса и нашей страны.

    Так, до настоящего времени довольно успешно функционируют такие российские выставки, как Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон» и Международный салон «Двигатели» с организацией в их рамках экспозиций ПВН.
    Вместе с тем по предложению Минпромторга России - организатора экспозиции ПВН на Международном форуме «Высокие технологии XXI века» (г. Москва) в 2010 году на этой выставке ПВН не размещалась.

    Надо сказать, что, стремясь к совершенствованию и повышению эффективности системы российских выставок, нами совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовятся не только решения о сокращении количества недостаточно эффективных площадок для демонстрации ПВН. Мы самым внимательным образом следим за тем, чтобы не остались неохваченными этой системой действительно перспективные и актуальные направления отечественного экспорта.

    Так, по инициативе Ассоциации вертолетной индустрии России в 2008 году впервые состоялась и с тех пор ежегодно проводится Международная выставка вертолетной индустрии, организатором которой выступает Минпромторг России. Ранее поддержке этого направления уделялось неоправданно мало внимания, несмотря на его перспективность и нарастающую составляющую в объеме российского экспорта.

    Увеличилось в Российской Федерации и число выставок, посвященных таким актуальным в настоящее время вопросам, как обеспечение безопасности государства и его граждан.

    Наряду с проводимой начиная с 1997 года Международной выставкой средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех», основным организатором которой традиционно выступает МВД России и на которой демонстрируется прежде всего специальная техника и вооружение, предлагаемые для закупок этим Министерством и полицейскими ведомствами иностранных государств, начиная с 2008 года в г. Москве проводится Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность», представляющий собой комплекс объединенных одной тематикой ведомственных выставок, организуемых МЧС России и МВД России.

    Принимая во внимание важность этого направления, необходимость всестороннего показа возможностей России и развития международного сотрудничества в этой области, ФСВТС России выступает организатором экспозиций ПВН на этих выставках.

    Таким образом, несмотря на то, что общее количество выставочных мероприятий, проводимых в России, осталось практически таким же, их состав качественно изменен. Можно констатировать, что в настоящее время сформирована хорошо организованная и эффективная система отечественных выставок, охватывающая все основные направления в области создания и экспорта продукции и услуг военного и специального назначения.

    Мы совместно с организаторами добились того, что организуемые в государстве выставки не противоречат, а дополняют друг друга и тесно взаимодействуют между собой, способствуя повышению эффективности ВТС в целом.

    В последние годы международные выставки ПВН становятся не только местом демонстрации достижений в развитии вооружений, военной техники и технологий, но и центрами делового общения, где происходят оперативный обмен информацией, формирование идей и поиск возможностей по объединению усилий государств для проведения совместных разработок, в том числе в интересах третьих стран.

    Выставки и проходящие в их рамках мероприятия дают возможность ведущим специалистам, менеджерам, руководителям фирм из разных государств не только познакомиться с тактико-техническими характеристиками демонстрируемых экспонатов и сформировать сравнительные оценки, но и устанавливать новые деловые связи и развивать взаимовыгодные контакты между производителями и эксплуатантами вооружения и военной техники.

    АРМС-ТАСС: На какие конкретно выставочные площадки сегодня ориентируется ФСВТС России?

    Бирюлин К.Н.: Проведение выставок в России имеет целый ряд преимуществ. Это, прежде всего, большая доступность участия в них отечественных организаций и, конечно, тот фактор, что на российские выставки целенаправленно приезжают заказчики со всего мира, чтобы обсуждать темы поставок и послепродажного обслуживания именно российской ПВН и решать вопросы установления связей именно с отечественными организациями. Это создает для российских экспортеров ПВН большие возможности для выполнения маркетинговых задач.

    В то же время участие России в зарубежных выставках дает возможность целевого оперативного доведения до сведения конкретного инозаказчика информации о потенциале наших предприятий в создании востребованных в той или иной стране или регионе продукции и услуг военного назначения.

    Это крайне важно особенно в настоящее время в условиях резкого обострения конкуренции на рынке вооружений, преобладания предложений над спросом, появления, наряду с традиционными, новых амбициозных участников, которые проводят все более активную маркетинговую политику в отношении ПВН, продвигаемой ими на региональные рынки.

    Учитывая это, ФСВТС России уделяет этому направлению самое серьезное внимание.

    В течение прошедшего десятилетия Службой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
    ФГУП «Рособоронэкспорт», Государственной корпорацией «Ростехнологии» и другими субъектами ВТС с учетом имеющихся политических и экономических интересов нашего государства велся активный процесс определения оптимального перечня международных выставок, проводимых в иностранных государствах, в которых Россия должна принимать участие. Одновременно с этим определялась расстановка приоритетов по тематической направленности международных выставок.


    Сегодня мы планируем участие России в выставках, проводимых во всех регионах мира, с государствами которых у нас установлено военно-техническое сотрудничество, - в Европе, Ближне-Восточном, Азиатско-Тихоокеанском регионах, странах Латинской Америки, Африки, а также на пространстве СНГ.

    По сравнению с 2000 годом количество таких выставок возросло примерно в полтора раза (в 2000 году – 12, в 2010 году – 18). На момент утверждения перечня выставок обычно учитываются все пожелания отечественных организаций. При этом ежегодно от наших иностранных партнеров и российских компаний поступает несколько предложений по участию в выставочных мероприятиях, которые не были запланированы на этапе формирования соответствующих перечней. Какие-то предложения мы принимаем, предварительно обсудив их целесообразность с заинтересованными структурами, от каких-то вынуждены отказаться, понимая, что количество выставок, в которых участвует Россия, должно иметь разумный предел. В противном случае обеспечить эффективное участие в них просто не возможно из-за большой плотности их проведения.

    За прошедшее десятилетие «география участия» с учетом изменения политической и экономической ситуации в мире и наших интересов в различных регионах также менялась. Из-за снижения активности военно-технического сотрудничества с рядом стран бывшего Варшавского договора принято решение об отказе от участия в выставках, проводимых в Словакии, Чехии, Болгарии, Венгрии, Польше. В связи с низкой маркетинговой отдачей мы отказались от участия в военно-морской выставке в Сингапуре, а также в полицейских выставках в Катаре, Китае и Германии. Было временно прекращено участие в Международной выставке вооружения и военной техники «СИТДЕФ ПЕРУ» в Перу, Международной выставке оборонной промышленности «АЙДЕФ» в Турции, Международном авиационно-космическом салоне «АВИАСВИТ» в Украине, а также в авиационной выставке в Сингапуре. В настоящее время участие в этих мероприятиях возобновлено.

    В последние годы приняты решения об организации российских экспозиций на двух международных выставках в Европе - оборонных систем «ДСЕИ» в г. Лондоне и обороны и безопасности в Гамбурге, на двух выставках в Ближне-Восточном регионе - военно-морской выставке «ДИМДЕКС» в Катаре и вооружения и военной техники «БРАЙДЕКС» в Брунее. Расширилось наше участие и в выставках в странах Латинской Америки - это выставки военно-морской и сухопутной тематик в Венесуэле и оборонная выставка «СИНПРОДЕ» в Аргентине. В Африканском регионе, помимо традиционного участия в выставке «АФРИКА АЭРОСПЕЙС ЭНД ДЕФЕНС» в Южно-Африканской Республике, которую посещают представители военно-политического руководства практически всех стран региона, начиная с 2005 года наши организации принимают участие в авиационной выставке «ЛАВЕКС» в Ливии.

    Увеличилось количество выставочных мероприятий, где размещаются российские экспозиции, и в государствах – участниках СНГ. Наряду с выставками в Белоруссии (МИЛЕКС) и Украине (АВИАСВИТ), в этом году в Казахстане (г. Астана) впервые проведена выставка вооружения и военного имущества «КАДЕКС», в которой также приняли участие российские организации промышленности.

    Таким образом, процесс формирования перечней международных выставок, на которых Россия размещает экспозиции ПВН, весьма гибкий и динамичный. При утверждении таких перечней ФСВТС России проводится всесторонняя оценка целесообразности участия России в выставках, включаемых в него, исходя из состояния и перспектив развития ВТС и с учетом экономических и политических интересов России в различных регионах мира.

    АРМС-ТАСС: Что сделано для повышения эффективности российского участия в зарубежных выставках ПВН?

    Бирюлин К.Н.: В рамках возложенных на Службу полномочий по контролю и координации рекламно-выставочной деятельности в области ВТС за прошедшее 10-летие проделана большая работа в этом направлении, в результате чего сегодня мы устранили целый ряд существующих ранее недостатков.

    Прежде всего, в целях определения оптимальной структуры наших экспозиций их организация сегодня осуществляется на основе заблаговременной детальной маркетинговой проработки потребностей в тех или иных видах вооружения и военной техники стран или регионов, в которых проводятся выставки.

    Мы добились того, чтобы российские экспозиции на выставках в иностранных государствах стали едиными, то есть экспозиции участников размещены на одной площадке или в непосредственной близости друг от друга. Это позволяет потенциальным заказчикам целостно воспринимать экспортные предложения России, представленные на выставке.

    Достаточно четко на выставках организован процесс переговоров и рабочих встреч с представителями иностранных государств по вопросам ВТС, в ходе которых устанавливаются новые контакты, достигаются определенные договоренности, являющиеся основой для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

    Уже вошло в практику проведение в ходе выставок российскими организациями целевых мероприятий по содействию продвижения их продукции на экспорт. Это пресс-конференции, презентации как возможностей самих организаций, так и отдельных конкретных образцов ПВН и т.п.

    Для официального представления России в стране проведения выставки, участия в переговорах по ключевым вопросам ВТС с представителями военно-политического руководства и ведущих промышленных корпораций этой страны, других государств – участников выставок решением ФСВТС России формируется российская делегация из числа представителей органов государственного управления, руководителей субъектов ВТС и других крупных организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в реализации экспортных контрактов.

    Эти и другие меры позволили в значительной степени повысить организационный уровень и эффективность участия российских предприятий в международных выставках ПВН на территориях иностранных государств.

    АРМС-ТАСС: А что Вы можете сказать о проблемах, которые, видимо, еще остались в организации участия в выставках ПВН?

    Бирюлин К.Н. Несмотря на достигнутые результаты, и при проведении выставок в России, и при организации участии в зарубежных выставках еще существует немало проблемных вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее развитие рекламно-выставочной деятельности в области ВТС.

    Прежде всего, это вопрос новизны и повышения за счет этого эффекта, в том числе коммерческого, от участия в выставках.

    Как я уже говорил ранее, в последние годы мировой рынок оружия стал ареной интенсивной конкуренции. Для укрепления своих позиций и завоевания новых рынков государства – экспортеры, участвующие в международных выставках, стремятся к полномасштабной демонстрации своих возможностей, при этом основными участниками, формирующими самые крупные и интересные экспозиции, являются национальные министерства обороны. Еще одной устойчивой тенденцией современности является то, что государства – импортеры стремятся к диверсификации источников поставок вооружения и военной техники, что позволяет экспортерам продвигать свою продукцию на рынки, ранее для них недоступные.

    В этих условиях все более актуальной для сохранения и укрепления Россией лидирующих позиций на этом рынке и привлечения потенциальных партнеров и инвесторов становиться возможность своевременного оперативного доведения до их сведения в ходе международных выставок информации о потенциал отечественных организаций по созданию различных видов перспективных образцов вооружения и военной техники, о проводимых инновационных разработках и научно-исследовательских и опытно - конструкторских работах, то есть о том, что делает предлагаемый на рынке продукт конкурентоспособным, а государство взаимовыгодным партнером в проведении совместных проектов. При этом мы понимаем, что надо очень осторожно действовать в этой достаточно деликатной сфере, чтобы не нанести ущерба интересам России и ее обороноспособности.

    В настоящее время для решения этой задачи Службой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при подготовке к крупным российским выставкам осуществляется подготовка в установленном порядке проектов решений Президента Российской Федерации о демонстрации на этих выставках ПВН, не включенной в список ПВН, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, то есть новых разработок российского ОПК. К сожалению, эта процедура очень длительная и бюрократически сложная и не всегда в силу объективных причин удается выпустить этот документ своевременно, что требует перехода к более гибкой системе принятия таких решений.

    Еще одним сложным на протяжении многих лет остается вопрос участия в выставках Минобороны России с демонстрацией современных образцов вооружения и военной техники.

    Эти два вопроса в определенной степени взаимосвязаны, так как техника, находящаяся в наличии этого Министерства, как правило, не включена в вышеназванный список и, следовательно, не может быть продемонстрирована в ходе выставок без отдельного решения Президента Российской Федерации. Эта проблема имеет еще один немаловажный аспект – в бюджете Минобороны России не предусмотрены финансовые средства для участия в выставочных мероприятиях, а собственных средств устроителей и организаторов выставок, учитывая высокую стоимость таких демонстраций, недостаточно для покрытия этих расходов.

    Здесь надо отметить, что актуальность участия Минобороны России в выставках связана еще и с тем, что организации - разработчики и производители современных вооружений и военной техники, как правило, не имеют в своем наличии образцов, которые могут быть представлены на выставках. В основном эта техника сосредоточена в Минобороны России, которое является ее заказчиком и, следовательно, единственной структурой, способной представить ее на выставках.

    Необходимо решать эти вопросы. Без этого реализовать в полном объеме потенциал рекламно-выставочной деятельности и обеспечить ее высокую эффективность в современных условиях невозможно.

    Мы видим пути их решения и совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работаем над подготовкой предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, которое позволяло бы упростить и оптимизировать процесс рекламы достижений и возможностей отечественного оборонно-промышленного комплекса. Но, к сожалению, бюрократическая машина не дает возможности сделать это так быстро, как хотелось бы.

    АРМС-ТАСС: Не могли бы Вы сформулировать главные итоги деятельности ФСВТС России в области рекламно-выставочной деятельности за последнее 10-летие.

    Бирюлин К.Н.: Те задачи, которые мы ставили перед собой на этот период, в целом решены. Выставочная система приобрела стройность и четкость, качественно изменен облик наших экспозиций, их содержание стало более продуманными и информативным, достигнуто единство представления наших экспортных предложений на зарубежных выставках, более организованной и согласованной стала работа с представителями иностранных государств по реализации экспортных программ.

    В настоящее время мы ставим перед собой другие задачи, первоочередными из которых являются содействие реализации принятого руководством России курса на устранение отставания страны в инновационном развитии, модернизацию и технологическое обновление оборонно-промышленного комплекса.

    Наша страна и ее оборонно-промышленный комплекс обладают огромнейшим потенциалом, и нам надо стремиться к такой организации деятельности, которая способствовала бы притоку в страну новейших технологий и зарубежных инвестиций, необходимых для проведения собственных инновационных разработок, развитию международной кооперации путем привлечение иностранных партнеров к осуществлению совместных проектов и формированию на это основе партнерских отношений, улучшающих условия и параметры международного сотрудничества.


    Интервьюировал главный редактор АРМС-ТАСС Николай Новичков

    Дата публикации: 22.11.2010

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.