• Календарь публикаций:


  • Опубликовано: ИА «Оружие России» 10.12.2012
    http://www.arms-expo.ru/049051124050057056048054.html

    К 60-летию системы ВТС России с иностранными государствами. От князей до Октябрьской революции




    Военно-техническое сотрудничество (ВТС) рассматривается сегодня как особая область межгосударственных отношений, которые его участники осуществляют в целях решения своих национальных и геополитических задач. Не вызывает сомнения то, что ВТС всегда рассматривалось как важная составная часть государственной политики, роль которой неизменно только росла.

    В наше время это направление взаимодействия России с зарубежными странами приобрело особое значение, что обусловлено ростом научно-технического прогресса и сохраняющейся в мире тенденцией достигать политических целей силовым путем.


    В Российской Федерации сегодня создана и эффективно функционирует система ВТС с иностранными государствами во главе с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в этой области взаимоотношений с иностранными государствами. Деятельностью ФСВТС России во главе с директором, подведомственной Минобороны России, руководит непосредственно Президент Российской Федерации. Более подробно с деятельностью ФСВТС России и стоящими перед ней целями можно ознакомиться на официальном сайте службы.

    Притом, что ВТС является одной из главных тем публикаций ведущих российских СМИ, немногие наши читатели знают или догадываются о том, что российское военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами зародилось в глубине веков. Как свидетельствуют исторические хроники, одним из первых зафиксированных межгосударственных договоров в этой области стал документ о взаимопомощи и совместной защите Крыма от кочевников, который был подписан в 944 г. между великим князем Игорем и Византией.


    Дальнейшее развитие ВТС получило за счет мореплавания, которое было основным транспортным средством в торговых отношениях задолго до образования Российского государства. Так, в 10-14 веках были установлены прочные связи между Великим Новгородом и Ганзейским союзом, торговым объединением приморских городов Балтийского моря, благодаря которому в Новгород везли оружие, сукно, а в Западную Европу – коноплю, кожу, воск и др. товары.

    Значительный вклад в развитие ВТС внес царь Иван IV (Грозный) в 15 веке, при котором в Нарве появился небольшой флот, а в Вологде было заложено строительство 20 судов. Но реализации этих планов помешали войны с Литвой, Польшей и Швецией. Среди многих европейских стран, стремившихся установить торговые отношения с Московским государством, первой была Англия. Именно английское судно «Благое упование» в 1553 г. достигло устья Северной Двины, его капитан был принят Иваном Грозным, в 1554 г. на Британских островах была учреждена торговая «Московская компания», а в 1555 г. Россия и Англия заключили торговый договор.

    В 1584 г. по указу Ивана Грозного открывается морской порт Архангельск, а с 1585 г. его повелением сюда переводится вся северная торговля Руси. В 1600 г. в Архангельск прибыли 21, а в 1658 г. – 80 иностранных кораблей. В ту пору он был единственным портом, связывающим Россию и Европу.


    В последующие годы развитию флота, а, следовательно, и ВТС России, с др. государствами уделяли внимание цари Михаил Федорович (1596-1645 гг.) и Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), при котором была создана флотилия военных кораблей для охраны торгового мореплавания на Каспии.

    Однако из-за смут часть флотилии, в т.ч. трехмачтовый военный корабль «Орел», была уничтожена, а часть простояла без движения на месте строительства (с. Дединово, Коломенский уезд). В конце 17 - начале 18 вв. в России создаются регулярная армия и ВМФ, участвовавшие, согласно договоров, в войнах и на чужих территориях.

    Неоценимый вклад в ВТС с иностранными государствами внес царь Петр I. При нем началось изучение зарубежного опыта судостроения, покупались корабли и оборудование, строились российские корабли на собственных верфях, на службу в Россию приглашались иностранные специалисты, а российские специалисты обучались за границей.

    В 1693 г. Петр I заложил в Архангельске 24-пушечный корабль «Апостол Павел», а в 1711-1714 гг. за границей было построено и куплено 17 линейных кораблей. В 1692 г., на Плещеевом озере под руководством иностранных специалистов была построена «потешная» (учебная) флотилия, а через несколько лет – регулярный линейный флот на Балтике.

    В 1697 г. Великое посольство во главе с Петром I закупило в Западной Европе военное и др. оборудование, завербовало на службу в Россию несколько сотен иностранных специалистов. Царь закупал за рубежом артиллерийские орудия, посылал на учебу русских бомбардиров и приглашал иностранных артиллеристов.

    В последующем традицию приглашать иностранных специалистов продолжили другие российские правители, особенно Екатерина II. Так, основатель ВМФ США Джон Пол Джонс (1747-1792 гг.) под именем Павел Жонес стал первым и единственным американским гражданином – адмиралом русского флота. В 1788 г. он участвовал в войне с Турцией и за ряд побед был награжден орденом Св. Анны. При этом ряд российских адмиралов (М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский и др.) прошли стажировку в Англии.

    В Англии закупались навигационные приборы, оптика и образцы оружия, которые после изучения выпускались в России. В свою очередь Россия оказывала помощь в становлении зарубежных флотов, в частности Греции. Так, при Екатерине II (1762-1796 гг.) в Петербурге «Корпус чужестранных единоверцев» начал готовить офицеров из греческих и южнославянских юношей, а в 1821-1829 гг. грекам были переданы корабли и имущество.

    Вторая половина XIX в., в результате бурного научно-технического прогресса и активизации российской внешней политики, отмечена резким подъемом ВТС России с иностранными государствами. Одним из первых крупных зарубежных партнеров стал Китай, подвергшийся агрессивному давлению со стороны Англии и Франции.

    В 1861 г. Особый комитет Российского Правительства рассмотрел его просьбу о помощи и до конца января 1862 г. Пекин безвозмездно получил 10000 ружей, батарею полевых орудий, значительное количество боеприпасов и запасных частей. С конца 1867 г. по декабрь 1901 г. в Китае служила группа российских инструкторов, руководитель которой и его помощник были награждены китайским императором орденами Двойного Дракона.

    Военные контакты России и Франции активизировались после франко-прусской войны (1870-1871 гг.), в которой последняя потерпела поражение и стояла задача возрождения национальной армии. В августе – сентябре 1890 г. в Петербург прибыла делегация во главе с начальником французского Генштаба Р. Буадерфом. В 1895 г. спецкомиссия под руководством генерал-лейтенанта Боголюбова изучала крепостные работы в Бресте, Шербуре, Туле, Фонтенбло и Версале.

    В 1893 г. две страны заключили военную конвенцию, которая главным противником признавала Германию. В августе 1913 г. Россия получила от Франции ежегодный заем в более чем 400 млн. франков для строительства железнодорожных путей, а военные ведомства стран стали обмениваться сведениями военно-технического характера. Накануне мировой войны Россия разместила во Франции заказы на 500 млн. винтовочных патронов, 1,5 млн. артиллерийских снарядов, купила 220 тяжелых крепостных орудий и 300 пулеметов. Однако большую часть военных заказов России составили самолеты типа «Фарман», «Вуазен» и «Ньюпор».


    После русско-японской войны (1904-1905 гг.) укрепилось ВТС между Россией и США, особенно в области закупок боевых кораблей, судов и морской авиации. В 1878-1917 гг. российский ВМФ пополнился 95 кораблями и судами американской постройки, а в 1911-1916 гг. из 148 закупленных американских самолетов типа «Кертис» 50 машин вошли в состав морской авиации Черноморского и Балтийского флотов. В армейской авиации эксплуатировалось 20 самолетов «Райт».

    Всего же за три предреволюционных года (1914-1917 гг.) зарубежные военные закупки России составили 1 млн. т. различной продукции военного назначения.

    Среди поступившей военной техники насчитывалось: 11000 самолетов, 17000 авиамоторов, 5625 57-мм орудий, 1352 бомбомета и миномета, 42392 пулемета, 15,7 млн. артиллерийских снарядов, 983 млн. патронов, 853 войсковых радиостанции, 109 прожекторных станций и 153 прожектора, 109000 км телефонного кабеля, 60000 полевых телефонов, 3,7 тыс. т взрывчатых веществ, 15000 электрических фонарей, 833 судовых двигателя и др. продукция военного назначения.

    Для сравнения следует отметить, что за всю Первую мировую войну в России было произведено 3490 самолетов и 1408 авиамоторов, а закуплено в 3,2 и 12 раз больше соответственно.

    Дата публикации: 28.01.2013

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.