• Календарь публикаций:


  • Интервью заместителя директора ФСВТС России М.В.Петухова агентству АРМС-ТАСС

    СИСТЕМА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА – 10 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ




    В декабре этого года Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) исполнится 10 лет. Срок сравнительно небольшой, но за это время был решен ряд важных задач. Среди них можно выделить следующие:

    существенно выросли объемы поставок за рубеж российской продукции военного назначения (ПВН), увеличился «портфель» контрактных обязательств;

    выросло число крупных покупателей отечественной ПВН;

    в географической структуре российского экспорта ПВН осуществлен принцип диверсификации, Россия возвращается на региональные рынки вооружений, с которых она ушла или была вытеснена конкурентами в период развала СССР;

    происходит переход от выполнения контрактов на поставки отдельных вооружений к реализации комплексных «пакетных» решений по обеспечению военной безопасности стран-импортеров, расширяется практика реализации совместных международных проектов.

    В частности, объем экспорта российской ПВН в текущем году может превысить 9 млрд. долларов США, а объем уже заключенных контрактов на ближайшую перспективу составляет около 46 млрд. долларов США. По этим показателям Россия входит в число мировых лидеров по торговле ПВН. Согласно данным долгосрочного прогноза развития ВТС в случае оптимистического сценария развития экономики объем экспорта ПВН в ближайшие 5 лет будет колебаться в районе 9 - 9,5 млрд. долларов США. При неблагоприятной ситуации возможен его спад примерно на треть. Но пока, учитывая заключенные в конце 2009 года крупные экспортные контракты, можно рассчитывать на стабильный уровень объема экспорта в ближайшие 2 - 3 года.

    Если оценивать структуру «портфеля» заказов по географии поставок, то за последние годы она претерпела существенное изменение. На протяжении достаточно длительного времени основной поток российского экспорта шел в направлении двух стран - Китая и Индии, на которые приходилось от 60 до 80 процентов всех российских поставок. Радикальный прорыв в формировании сбалансированной географической структуры поставок был осуществлен в 2006 году, когда была заключена серия контрактов с Венесуэлой и достигнуто большое «пакетное» соглашение о поставках различных видов вооружения и военной техники в Алжир. К концу текущего 10-летия наметилась тенденция значительного увеличения закупок российской продукции со стороны Вьетнама, имеются хорошие шансы на возобновление крупномасштабного ВТС с Ливией, сохраняется и расширяется российское присутствие на рынках других государств Ближнего и Среднего Востока.

    В настоящее время первое место по объемам контрактных обязательств по-прежнему занимает Индия наш традиционный партнер в южной части Центральной Азии. Второе место занимает страны Южной Америки (Венесуэла, Бразилия, Перу). Далее следуют страны Северной Африки (Алжир, Ливия), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Мьянма), Западной Азии (Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Иордания, Турция, Азербайджан).

    По видам вооружений в структуре «портфеля заказов» принципиальных изменений не произошло: по-прежнему лидирует авиационная техника примерно 50 процентов, далее идет военно-морская техника, средства ПВО, вооружение сухопутных войск. По типам вооружений распределение следующее: поставки вооружения и военной техники (ВВТ) составляют порядка 60 процентов, поставки комплектующих, запасных частей, агрегатов и вспомогательного оборудования – 30 процентов, оказание услуг – 10 процентов.

    Из общей суммы сформированного на сегодняшний день «портфеля» заказов более 6 млрд. долларов США приходится на долю субъектов ВТС, занятых поставками запасных частей и агрегатов, оказанием услуг по ремонту и модернизации ранее поставленных ВВТ.

    Необходимость обеспечения национальной безопасности с учетом современных угроз в условиях современного многополярного мироустройства усилило стремление ряда стран Латинской Америки, длительное время ориентировавшихся на США при закупках ПВН и подготовке национальных военных кадров, к диверсификации источников поставки ВВТ. В настоящее время большинство латиноамериканских стран стремятся сократить объем сотрудничества с США и обращаются для закупки ПВН к другим государствам. Это создало благоприятные условия для возвращения России на латиноамериканский рынок вооружения и налаживания взаимовыгодных отношений, в том числе в военно-технической области. Объем экспорта российской ПВН в этот регион неуклонно растет. Российским компаниям удалось выйти на ранее недоступные рынки (Аргентина, Бразилия, Чили). Сегодня даже в странах традиционных партнерах США: Мексике, Колумбии - эксплуатируется техника российского производства.

    В настоящее время совместная разработка, производство и модернизация ВВТ стала общемировой тенденцией, характерной, прежде всего, для промышленно развитых стран, но успешно осваиваемой также и нашими традиционными партнерами Индией и Китаем. По опыту ряда государств можно говорить о том, что такой подход способствует внедрению в военное производства современных технологий и созданию перспективной технологической базы в интересах национального оборонно-промышленного комплекса.

    Учитывая чрезвычайно высокий темп развития экономики и промышленности Китая, мощную государственную поддержку и большие потенциальные возможности предприятий китайского военно-промышленного комплекса, представляется, что они вполне способны освоить передовые технологии. Исходя из этого российско-китайское сотрудничество должно строиться на основе строгого соблюдения долгосрочных интересов каждой из сторон с учетом темпов разработок национальным оборонно-промышленным комплексом новых технологий и образцов ВВТ.

    В декабре 2008 г. с Китаем подписано Соглашение об охране результатов интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества, которое позволяет развивать новые формы двустороннего взаимодействия в интересах обеих сторон. В целях оперативного решения вопросов в сентябре 2009 г. в г. Пекине приступил к исполнению обязанностей представитель ФСВТС России в Китайской Народной Республике.

    Что касается ВТС с Индией, то в ходе российско-индийского саммита 7 декабря 2009 г. было подписано межправительственное Соглашение о программе военно-технического сотрудничества до 2020 года. Основной упор в ней сделан на совместную разработку высокотехнологических образцов ПВН, модернизацию имеющихся на вооружении индийской армии ВВТ российского производства, в том числе произведенных по лицензиям, а также на проведение совместных исследований в военно-технической области в интересах обеих сторон.
    Сегодня мы готовы приступить к совместной с индийскими партнерами разработке перспективного многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолета. Все наши проекты в области высокотехнологичной ПВН предусматривают не только совместные разработки, но и совместное производство в том числе в интересах третьих стран. В отношениях с Индией в области ВТС мы переходим от принципа «покупатель - продавец» к равноправному партнерству.

    Не менее важным направлением в области совместных разработок лицензионного производства является развитие ВТС с НАТО. Здесь открываются перспективы для установления прочных деловых отношений со странами альянса, прежде всего, в области модернизации вооружений российского/советского производства, стандартизации и кодификации, управления жизненным циклом изделий, повышения их качества и надежности.

    Важным вопросом, которому постоянно уделяется особое внимание, является организация ВТС со странами СНГ. В настоящее время объем экспорта ПВН в страны СНГ не очень значителен, поскольку мировой экономический кризис оказал свое негативное воздействие на финансовые возможности этих стран, в том числе и в сфере оснащения национальных вооруженных сил. Вместе с тем ВТС со странами СНГ не ограничивается только поставками ВВТ и имеет динамичный, развивающийся характер.

    В настоящее время наши партнеры в странах СНГ решают задачу оснащения национальных вооруженных сил образцами ВВТ, отвечающими современным требованиям обеспечения обороноспособности. Разработка и производство такого вооружения потребует объединения усилий в научно-технической и производственной сфере с ориентацией на долгосрочную перспективу. В этих целях проводится большая работа по формированию соответствующей международной нормативной правовой базы.

    В частности, в рамках ОДКБ принят нормативный документ, определяющий порядок разработки, финансирования целевых межгосударственных программ ОДКБ, в соответствии с которым в настоящее время формируется проект Программы военно-технического сотрудничества государств членов ОДКБ на период до 2015 года.

    Важное значение имеет межгосударственное Соглашение об основных принципах ВТС между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности. В рамках этого Соглашения поставки ВВТ осуществляются на льготных условиях, а Правительством Российской Федерации определен механизм реализации таких поставок. Поставки ПВН на условиях этого Соглашения осуществляются не в интересах извлечения прибыли, а для обеспечения коллективной безопасности всех стран ОДКБ, включая Россию. Рассматривая в целом ВТС в формате ОДКБ и СНГ, можно с уверенностью сказать, что оно имеет не только хорошие перспективы, но играет важную роль для обеспечения обороноспособности и безопасности всех государств-участников.

    На деятельность в области ВТС установлена государственная монополия, что обеспечивает надежный контроль со стороны государства за внешнеторговыми операциями с ПВН. Все сделки по поставке вооружения заключаются по поручению ФСВТС России и под её контролем, а также по поручению других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Так, например, проекты решений о поставке ПВН в обязательном порядке согласуются с Минобороны России и МИДом России, а в случае необходимости и с другими органами исполнительной власти.

    Российская Федерация не поставляет оружие в «проблемные» страны и строго соблюдает резолюции Совета Безопасности ООН в этой области. К тому же ПВН экспортируется только для государственных нужд, т.е. в качестве конечных пользователей выступают исключительно государственные органы иностранных государств, принимающие на себя обязательства использовать закупаемую ПВН российского производства только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.

    И, наконец, законодательством Российской Федерации предусмотрено осуществление контроля за выполнением уполномоченными органами
    иностранных государств обязательств по целевому использованию поставляемых из Российской Федерации отдельных видов ПВН, к которым отнесены наиболее «чувствительные» с точки зрения попадания в руки террористов виды вооружения: ПЗРК, ПТРК, ручные противотанковые гранатометы, реактивные пехотные огнеметы. Порядок осуществления такого контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 604.


    Следует отметить, что в последние годы появились проблемы, промышленно и технологически ограничивающие экспорт ПВН. К ним относится ненадлежащее качество продукции, срыв выполнения контрактных обязательств, постоянный рост внутренних отпускных цен на сырьё, материалы, запасные части и комплектующие изделия. Значительная часть этих проблем, напрямую связанная со сложным финансово-экономическим состоянием и техническим оснащением многих предприятий и организаций российского ОПК, носит системный характер и присуща всей российской промышленности в ее нынешнем состоянии.

    Вопрос обеспечения качества экспортной ПВН особенно актуален в условиях рыночных отношений, когда высокое качество стало по существу главным условием завоевания и удержания ведущих позиций на всех мировых рынках, в том числе и на рынке вооружения. В настоящий момент вопросы качества находятся в центре внимания не только ФСВТС России, но и высшего военно-политического руководства страны. Это связано с тем, что обеспечение надлежащего качества продукции является системной проблемой всей отечественной промышленности, и ОПК в частности. Эта проблема связана, прежде всего, с реальным состоянием многих промышленных предприятий, утерей ряда промышленных технологий и сокращением квалифицированных кадров. Для решения этой важной задачи необходимы комплексные усилия государственных органов, интегрированных структур, организаций и предприятий ОПК. Предпринимаемые в последнее время Правительством России меры позволяют надеяться на решение данной проблемы в достаточно сжатые сроки.

    В настоящее время экспорт ПВН неразрывно связан с производственными мощностями отечественного ОПК. Большой объем экспортных обязательств в сочетании с началом масштабного перевооружения российских Вооруженных Сил привели к тому, что по некоторым направлениям предприятия загружены на 5 - 7 лет вперед и работают практически на пределе своих возможностей. Поэтому в современных условиях, когда промышленные технологии непрерывно обновляются, для сохранения Россией статуса одного из ведущих мировых экспортеров ВВТ необходимо принять меры, связанные, прежде всего с обновлением производственных мощностей предприятий ОПК, а также со снижением себестоимости продукции.

    Сегодня особенно важным является то обстоятельство, что государство придает особое значение оснащению российских Вооруженных Сил современным вооружением. В этой связи значительно вырос объем государственного оборонного заказа, при этом увеличена доля средств, направляемых на закупку военной техники. Это оказывает положительное влияние на состояние предприятий ОПК и создает основу для разработки и производства современного вооружения.

    Успешное решение указанных задач может достигаться также и за счёт привлечения заинтересованных зарубежных партнеров, создания совместных предприятий и реализации взаимовыгодных проектов в оборонной сфере.

    Важнейшим вопросом является также обеспечение высокого качества послепродажного обслуживания поставленной ПВН. От его решения зависит дальнейшее продвижение российского оружия и укрепление позиций России не только на традиционных рынках вооружений, но и завоевание новых сегментов этого рынка.

    В целях решения проблем в области послепродажного обслуживания ранее поставленной техники на межправительственном уровне создаются комиссии и рабочие группы. Так, например, в рамках Российско-Китайской смешанной межправительственной комиссии по ВТС создана подгруппа по послепродажному обслуживанию ВВТ. Достигнутые договоренности позволят уже в ближайшее время существенно сократить сроки решения возникающих проблемных вопросов, а в некоторых случаях и предупредить их появление.

    Одним из путей улучшения материально-технического обеспечения поставляемой техники является создание сервисных технических центров совместных предприятий. Такие предприятия, наряду с решением задач послепродажного обслуживания, могут решать и другие вопросы, например, проведение доработок и модернизации ПВН, предоставление технических консультаций, оказание технического содействия и обучение специалистов, оказание услуг при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Другим совершенно необходимым направлением деятельности является продолжение работ по внедрению на предприятиях российского ОПК современных систем управления материально-техническим обеспечением с использованием новых информационных технологий для учета состояния и движения каждого элемента IIВН на всех этапах его жизненного цикла от проектирования и изготовления до утилизации.

    Для быстрого и эффективного решения этих непростых задач необходимо в полной мере задействовать потенциал создаваемых в настоящее время и уже созданных интегрированных структур ОПК.

    Целесообразно также наделять правом ведения самостоятельной внешнеторговой деятельности в отношении ПВН ведущие предприятия - производители вооружения, что позволит им расширить возможности оперативного решения задач, касающихся послепродажного обслуживания поставленной техники.

    В целом созданная система ВТС за прошедшее 10-летие доказала свою способность решать задачи по достижению военно-политических и экономических целей государства. Как любая действующая система, она развивается и совершенствуется. За прошедшее время, исходя из результатов практической деятельности и в целях повышения ее эффективности, неоднократно корректировалась нормативная правовая база в области ВТС.

    Дата публикации: 26.08.2010

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.