• Календарь публикаций:


  • Опубликовано: Журнал «Вестник актуальных прогнозов», № 32’2013

    МАСТЕРСТВО РОССИЙСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ — ФАКТОР ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ

    Современный мир далёк от стабильности, и наличие эффективного вооружения по-прежнему остаётся не только важнейшим условием обеспечения безопасности того или иного государства, но и фактором глобального равновесия сил, сдерживания агрессивных устремлений, а значит — основой геополитического баланса, благодаря которому удаётся не допустить или погасить в зародыше многие конфликты. Ни одна ясно сознающая свои интересы держава, ни одно ответственное правительство в наши дни не может себе позволить руководствоваться в области военно-технического сотрудничества лишь соображениями сиюминутной выгоды. Сегодняшняя деятельность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) основана на глубоком осмыслении как рыночного, так и международно-политического значения партнёрства в сфере разработки, производства и продажи вооружения и военной техники. Развитие взаимодействия в этой ключевой сфере — особенно с традиционными партнёрами России — является приоритетной составляющей внешнеполитического курса нашей страны.

    В наступившем году система военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами отмечает 60-летний юбилей. Истоки этой формы стратегического межгосударственного взаимодействия уходят в глубину веков. Её началом считается установление прочных связей между Новгородской республикой и Ганзейским союзом (торговым объединением приморских городов Балтийского моря) в XIV–XV вв. Оружие играло важную роль в циркумбалтийском торговом обмене. Ганзейцы везли на Русь оружие, сукно; новгородцы отправляли в Европу коноплю, кожу, воск…

    Ещё более укрепились контакты Руси с Западом по линии ВТС при Иоанне Грозном, когда были установлены прочные торговые отношения с Англией. Параллельно развивались связи и с Востоком: изделия восточных оружейников «отложились» в коллекциях многих российских музеев. Большое внимание закупке оружия и военно-технического снаряжения придавал Пётр I. В 1697 году Великое посольство во главе с Петром I закупило в Западной Европе военное оборудование, завербовало на службу в Россию несколько сотен иностранных специалистов. Царь закупал за рубежом артиллерийские орудия, посылал на учёбу русских бомбардиров и приглашал иностранных артиллеристов. Обычной практикой для XVIII века было закупать в Англии, Голландии или Германии навигационные приборы, оптику и образцы вооружений, изучать их, а затем выпускать аналогичные в России.

    Обретя статус великой державы, Российская империя оказывала военно-техническую помощь своим союзникам. Так, при Екатерине II (1762–1796 гг.) в Петербурге «Корпус чужестранных единоверцев» начал готовить офицеров из греческих и южнославянскихюношей, а в 1821–1829 гг. грекам были переданы корабли и имущество. В XIX веке одним из первых крупных зарубежных партнёров стал Китай, подвергшийся агрессивному давлению со стороны Англии и Франции. В 1861 году Особый комитет Российского правительства рассмотрел его просьбу о помощи и до конца января 1862 года Пекин безвозмездно получил 10 000 ружей, батарею полевых орудий, значительное количество боеприпасов и запасных частей. С конца 1867 года по декабрь 1901-го в Китае служила группа российских инструкторов, руководитель которой и его помощник были награждены китайским императором орденами Двойного Дракона. Таким образом, динамично развивающееся в наши дни военно-техническое сотрудничество РФ и КНР продолжает традиции взаимодействия, заложенные ещё в позапрошлом веке.

    После франко-прусской войны 1870–1871 гг. активизировались военные контакты России и Франции, включавшие, в частности, обмен сведениями военно-технического характера, размещение российских военных заказов на французских военных заводах. После Русско-японской войны (1904–1905 гг.) укрепилось ВТС между Россией и США, особенно в области закупок боевых кораблей, судов и морской авиации. В годы Первой мировой войны Российская империя покрывала потребность в военной технике в значительной степени благодаря импорту. За всю Первую мировую войну в России было произведено 3490 самолетов и 1408 авиамоторов, а закуплено в 3,2 и 12 раз больше соответственно.

    Первой официальной организацией, решающей задачи ВТС после революции 1917 года, стало Главное управление по заграничному снабжению (ГУЗС) Центрального управления по снабжению (ЦУС) РККА. Затем, в рамках трансформировавшейся советской административной системы, военно-техническим сотрудничеством ведали различные структуры. В предвоенные 1930-е этой непростой работой руководил Отдел военных заказов при Наркомторге СССР, а затем — при Наркомате обороны. Примечательно, что в 1937 году из 9 стран, в которых был размещены советские военные заказы, на первое место вышли США с объёмом 35 млн рублей. Отечественная боевая техника поставлялась в Турцию, Афганистан, Иран, Китай, Монголию, Польшу, республиканскую Испанию. В эти же страны направлялись в командировку военные советники и специалисты.

    Качественно новый этап развития военной техники и оборонных технологий, наступивший после Второй мировой войны, потребовал и новых форм государственного управления ВТС. В соответствии с постановлением №6749 Совета министров СССР 8 мая 1953 года было создано Главное инженерное управление (ГИУ). Его прямой преемницей и наследницей является современная ныне Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России). Первым начальником ГИУ со штатом 238 человек (160 офицеров и 78 служащих) был генерал-полковник Г.С. Сидорович, его заместителями — инженер-полковник М.А. Сергейчик и контр-адмирал Г.В. Юрин. Сегодняшние сотрудники ФСВТС России помнят, чтят и поддерживают славные традиции своего ведомства.

    Сегодня Российская Федерация не только импортирует современные образцы вооружений, но и является одним из ведущих экспортёров на мировом рынке военной техники и специальных средств. Властную вертикаль, управляющую системой ВТС, возглавляет Президент России — именно глава государства осуществляет руководство политикой в данной сфере.

    Государства БРИКС все последние годы динамично набирают политический, экономический и технологический оборот, демонстрируют высокие и устойчивые темпы роста. В странах БРИКС проживает 43% населения Земли, их совокупный ВВП составляет примерно пятую часть от мирового. У нас выстроен конструктивный диалог в рамках объединения. Мы успешно координируем наши действия по широкому кругу вопросов глобальной и региональной повестки… Учитывая растущий технологический, индустриальный, научный потенциал всех перечисленных стран, военно-техническое сотрудничество с этими государствами может и должно выйти на качественно новый уровень. Что я имею в виду, когда говорю о новом уровне? Имею в виду глубокую производственную кооперацию и совместные научно-исследовательские разработки, создание эффективной системы сервисного и послепродажного обслуживания, общий выход на рынки третьих стран.
    В. В. Путин, Президент Российской Федерации


    * * *
    Выступая на заседании Комиссии по ВТС с иностранными государствами, Президент России В. В. Путин подчеркнул: «Углубление цивилизованного, добросовестного и взаимовыгодного партнёрства в сфере военно-технического сотрудничества — это важнейший инструмент обеспечения внешнеполитических интересов нашей страны. Это неотъемлемая часть усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам». Верховный главнокомандующий также отметил ряд узловых моментов, нуждающихся в проработке. Это развитие сотрудничества в области высокотехнологичных видов вооружения, проведение с нашими надёжными партнёрами (такими, как, например, Индия) совместных НИОКР и налаживание лицензионного производства — в том числе для поставок спецтехники в третьи страны. Ещё одна важная тема, значение которой возрастает в современных условиях, — защита интеллектуальных прав отечественных производителей, российских интеллектуальных брендов. Президент особо остановился на необходимости использования механизмов ВТС для приобретения зарубежных технологий, отдельных образцов техники, нужных для развития нашего собственного оборонного комплекса.

    По мнению Президента, договорная и правовая база ВТС нуждается в совершенствовании, двусторонние и многосторонние документы должны быть адаптированы к реалиям сегодняшнего дня. Самое серьёзное внимание должно быть уделено формированию программ сотрудничества на долгосрочную перспективу, повышению эффективности работы межправительственных комиссий для укрепления координации с ключевыми партнёрами России. Встречи экспертов и специалистов должны быть поставлены на регулярную основу.

    Думаю, всем понятно , что простая закупка иностранного специмущества без освоения процесса его производства на территории России бессмысленна.
    В. В. Путин, Президент Российской Федерации

    Глава российского государства констатировал, что план экспортных поставок на 2012 год в целом реализован с позитивной динамикой. В условиях высокой конкуренции на современном рынке вооружений приоритетное значение для России имеет развитие сотрудничества с партнёрами по группе БРИКС (Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР), а также с Вьетнамом.

    Современная российская концепция развития ВТС базируется на принципе суверенитета. Право выбора направления военно-технического сотрудничества есть неотъемлемое суверенное право России (как и любой независимой державы). «Мы исходим из того, что обоснованным ограничением поставок вооружений военного назначения в ту или иную страну могут служить только санкции, введенные Совбезом ООН, — заявил В. В. Путин на заседании комиссии по ВТС. — Во всех остальных случаях никто и ни под каким предлогом не может диктовать России или любому другому государству, с кем или как торговать. Односторонние или коллективные — но вне рамок Совбеза ООН — ограничения и запреты, тем более политически мотивированные, не являются нормами международного права. Со всеми вытекающими отсюда последствиями». Это по-путински жёсткое заявление недвусмысленно показывает, что возможность свободного развития ВТС рассматривается российским руководством в качестве одного из ключевых символов самостоятельности нашей страны, её участия в большом «мировом концерте» держав.


    * * *
    «Оборонщики» всегда были наиболее креативной когортой инженерных работников. В наши дни действенным инструментом поддержки творческих традиций в отрасли стала Национальная премия «Золотая идея». Она была учреждена ФСВТС России для стимулирования разработки и производства новейших конкурентоспособных отечественных образцов вооружения и военной техники, а также повышения эффективности военно-технического сотрудничества.

    15 декабря 2012 года в столичном «Президент-отеле» прошла XII торжественная церемония награждения лауреатов «Золотой идеи». Вручение знаков премии и почётных дипломов провели директор ФСВТС России Александр Фомин и заместитель главы Военно-промышленной комиссии при Правительстве России Олег Бочкарёв.
    На сегодняшний день это — самая известная и авторитетна премия в области ОПК. Ежегодно проводится конкурс на соискание награды в шести номинациях, которые отражают все основные аспекты военно-технического сотрудничества. По результатам анализа поступивших на конкурс заявок формируется интегральная экспертная оценка деятельности субъектов военно-технического сотрудничества, предприятий ОПК, их авторских коллективов и отдельных представителей, внёсших вклад в создание новых образцов боевой техники, оперативное внедрение в производство и обеспечение экспорта современных систем и комплексов оружия.

    В приветственном письме заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина, которое зачитал Олег Бочкарёв, отмечалось, что конкурс является важной составляющей в деятельности российского оборонно-промышленного комплекса. «…В этом мире уважают только сильных <…> и чтобы Россия заняла своё место, нам следует быть сильными в первую очередь в экономическом и военном плане», — говорится в приветствии Дмитрия Рогозина. Никто за рубежом не заинтересован в усилении России, поэтому «мы никогда не дождёмся от наших западных партнёров действительно прорывных технологий в военной сфере, а также реального научного и промышленного содействия». Заместитель премьера отметил, что отечественная промышленность в состоянии производить образцы вооружения и техники, ни в чём не уступающие, а зачастую превосходящие зарубежные аналоги. «Пусть золотые идеи продолжают рождаться в головах самого талантливого в мире народа на благо великой державы России», — таким благопожеланием заканчивается послание участникам торжественной церемонии.

    В соответствии с решением Организационного комитета премия в 2012 году присуждалась в следующих номинациях:
    1) «За вклад в области разработки продукции военного назначения»;
    2) «За успехи в области производства продукции военного назначения, внедрение передовых технологий и инновационных решений»;
    3) «Лучшее предприятие-соисполнитель» — за вклад в повышение конкурентоспособности продукции военного назначения;
    4) «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества»;
    5) «За вклад в пропаганду военно-технического сотрудничества, рекламную и информационную поддержку экспорта продукции военного назначения»;
    6) «Молодые таланты» — за достижения в области военно-технического сотрудничества, разработки и производства образцов вооружения и военной техники.

    На конкурс в указанных номинациях поступила 71 заявка. Рассмотренные экспертной группой материалы были представлены для принятия решения на итоговое заседание Организационного комитета Национальной премии «Золотая идея», которое состоялось 7 декабря 2012 года в ФСВТС России под председательством директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству А. В. Фомина. Лауреатами премии стали предприятия оборонно-промышленного комплекса, их авторские коллективы и отдельные сотрудники за достижения в создании новейших конкурентоспособных образцов вооружения и военной техники, способствующие укреплению военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира. Победителям были вручены дипломы ФСВТС России, памятные подарки и денежные призы.

    Разумеется, «Золотая идея» — лишь одна из удачных идей, направленных на стимулирование и поддержку процесса инженерно-научного и организационно-производственного творчества в сфере ОПК. Возрождение отечественной «оборонки», расширение и качественное улучшение военно-технического сотрудничества с нашими союзниками и партнёрами потребует ярких, интересных предложений и наработок. Первый год нового правительственного подхода к теме (символом которого стало назначение Дмитрия Рогозина куратором отрасли) внушил немало надежд. Крайне важно, чтобы эти ожидания начали оправдываться, чтобы вновь начал расти престиж российского оборонно-промышленного комплекса и его продукции — как в нашей стране, так и на мировых рынках.

    Отдел оборонного мониторинга
    и военно-технологического анализа

    Дата публикации: 26.03.2013

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.