• Календарь публикаций:


  • Опубликовано: ИА «Оружие России» - 09.02.2013
    http://www.arms-expo.ru/049051124051048053053057.html
    К 60-летию системы ВТС России. Военно-техническое сотрудничество в годы войны и послевоенный период




    В 1941-1945 гг. военно-техническое сотрудничество (ВТС) СССР с зарубежными странами развивалось в рамках антигитлеровской коалиции. Правовой основой этого процесса стал целый ряд межправительственных соглашений СССР с Великобританией (июль – август 1941 г.) и США (1937, 1941, 1942 гг.), решения Тегеранской (1943 г.), Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций.

    Наряду с этим, особое значение имели четыре союзнических протокола о поставках в Советский Союз различных товаров на основании «Акта содействия обороне США» (11.08.1941 г.), более известный как закон о «ленд-лизе» и согласно которому за годы Второй мировой войны поставки осуществлялись в 43 страны мира. При этом 3/5 от общего объема американской помощи в 46 млрд. долл. получила Великобритания - 30 млрд. долл., а СССР – не более 1/5, что составило 9,8 млрд. долл.




    Непосредственной организацией доставки, приема и распределения вооружения и военной техники (ВиВТ) в СССР занимался Инженерный отдел, а в последующем Инженерное управление (ИУ) Наркомата внешней торговли (НКВТ). В 1942-1945 гг. при ИУ НКВТ действовала целая структура органов, как в стране, так и за ее пределами, в которой главную роль с 1942 г. играла Правительственная закупочная комиссия (ПЗК) в США.

    Особое значение в поставках авиационной техники сыграла знаменитая Красноярская воздушная трасса «Алсиб» (Аляска – Сибирь – фронт), по которой из советской авиабазы в Фербенксе (Аляска) самолеты на фронт перегоняли летчики 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии. Транзит ВиВТ южным путем с января 1942 г. осуществлялся через Иран с использованием сети посольств, торговых организаций «Ирансовнефть», «Ирансовтранс», аппарата уполномоченного НКВТ и др. советских органов.




    В ноябре 1943 г. «Ирансовтранс» подчиняется уполномоченному Наркомвнешторга Л.И. Зорину, заместителем которого был М.А. Сергейчик, ставшего впоследствии начальником ГИУ (1959-1975 гг.). Перевозка грузов с севера Ирана осуществлялась Советским Транспортным управлением (СТУ) по железной дороге и автотранспортом. В СССР действовал аппарат уполномоченных ИУ НКВТ в портах Мурманск, Архангельск, Магадан, Хабаровск, Находка и другие.



    Поставки грузов по ленд-лизу осуществлялась по 5-ти основным группам: боевая техника, оборудование и вооружение; цветные металлы и изделия; промышленное оборудование; товары интендантского снабжения; медицинские и продовольственные товары.

    Всего же за годы войны общий объем импорта только боевой техники достиг 1 млн. 517 тыс. т. на сумму 23 млрд. 753 млн. руб. По странам-донорам это составило: из США – на 18 млрд. 104,2 млн. руб., Англии – 5 млрд. 384,6 млн. руб., Канады – 273,7 млн. руб., Ирана – 23,7 млн. руб., Финляндии – 2,8 млн. руб.



    Среди поступившего различного ВиВТ было: 18782 самолета, 678 боевых кораблей и судов, 10760 танков, 477785 автомобилей, 6185 бронемашин, 650 самоходных пушек, 3326 походных ремонтных мастерских, 11816 орудий, 8983 зенитных и морских универсальных пушки, 123897 единиц стрелкового оружия, 43298 радиостанций, 2626 радиолокационных станций, 388 радиопеленгаторов, 382100 полевых телефонов, 8739 авиамоторов, 10396 судовых двигателей, 440 единиц гидроакустической аппаратуры, 11637 минно-стрелкового вооружения, 225200 т боеприпасов, 163800 т пороха. Значение этих и других средств для достижения окончательной победы в войне было достаточно велико.

    Так, поставки автомобилей и бронемашин из США в 1942-1944 гг. составили, в среднем, 213,1%, а пороха в 3 квартале 1943 г. – 386,3% в сравнении с аналогичной продукцией отечественного производства. В частности, потребности фронта в порохе за счет этих поставок были покрыты на 24%.




    Большую роль в годы войны играл обмен военно-технической информацией с союзниками и ее внедрение в оборонную промышленность. Так, в 1942 г. американской стороне был передан трофейный немецкий самолет, 2 танка КВ и Т-34, различная документация.

    В последующем Вашингтон и Лондон получили образцы германских торпед авиационного базирования «45-36АВА», 130-мм дистанционной гранаты, описания артиллерийского вооружения советских кораблей, акустическую торпеду с потопленной немецкой подводной лодки «U-250» и другие образцы военной техники. Советский Союз из США получил 500 наименований технической литературы по бронетанковому вооружению, до 300 тыс. экземпляров наставлений, инструкций, чертежей и др. технической документации.




    Большое значение ленд-лизовские поставки имели для тяжелой и химической промышленности, а также железнодорожного транспорта СССР. Для бесперебойной работы тыла особое значение имели импортные станки, механизмы и материалы, которые использовались в деятельности Наркоматов авиапромышленности, боеприпасов, судостроения, предприятий черной и цветной металлургии, добывающих отраслей. Некоторые исследователи считают, что поставки остродефицитных импортных материалов и сырья сыграли в Великой Отечественной войне более значительную роль, нежели поставки готовой техники и оружия.

    Более того, созданная в годы войны сильная оборонная промышленность продолжила играть важную роль и в послевоенные годы. О роли импортных поставок нарком внешней торговли Анастас Микоян сказал: «…Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали». В качестве ответных действий Советский Союз поставил в США различного стратегического сырья и продукции на 2,6 млрд. долл., в т.ч. марганцевую, хромовую и железную руду, асбест, лес, пушнину, платину, золото и др. материалы.



    В 1945-1947 гг. правительство США прекратило поставки и потребовало за поставленные или неиспользованные товары вначале 2,6 млрд. долл., а затем снизило эту сумму до 1,3 млрд. долл. Спорные вопросы были урегулированы соглашением от 1972 г.

    При выполнении взаимных обязательств СССР должен был выплатить США 722 млн. долл. к 2001 г. В 1973 г. СССР выплатил 48 млн. долл. и прекратил дальнейшие выплаты, так как США не выполнили свои обязательства. Окончательный срок погашения долга (674 млн. долл.) был установлен в 2030 г. при условии выполнения США своих обязательств.




    В конце войны и по ее окончанию ИУ НКВТ СССР занималось поставками ВиВТ по репарациям из Германии и Венгрии, ремонтом советских боевых кораблей и судов, закупками в Финляндии, а также экспортом техники и вооружений для создающихся армий стран Восточной Европы (Югославии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Албании, Румынии).

    Так, из Германии было демонтировано и вывезено в 1945 г. 676 предприятий, 155 боевых кораблей, в т.ч. 1 крейсер, 10 эсминцев, 10 подводных лодок, 44 тральщика и 30 торпедных катеров. До июня этого же года ВВС Болгарии получили 200 истребителей Як-9Д, часть таких самолетов была поставлена ВВС Польши и Югославии, 40 истребителей Ла-5 – Чехословакии. В дальнейшем национальным армиям Восточной Европы было передано около 960 тыс. единиц стрелкового оружия, более 40,5 тыс. пулеметов, 16,5 тыс. орудий и минометов, свыше 1,1 тыс. танков и САУ, более 2,3 тыс. самолетов, боеприпасы, др. военное имущество и техника.




    Приоритетным направлением военно-технического сотрудничества (ВТС) в первые послевоенные годы стало взаимодействие со странами народной демократии Восточной Европы. Так, в 1946-1950 гг. Инженерное управление (ИУ) Министерства внешней торговли (МВТ), кроме военных поставок занималось поставками продовольствия.

    Одновременно продолжалось ВТС СССР со странами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в первую очередь с Монголией, Китаем и Северной Кореей.




    Только в октябре-ноябре 1945 г. объединенная демократическая армия Северо-востока Китая (Маньчжурия) получила 861 трофейный самолет, 686 танков, 43000 единиц артиллерийской техники, более 13000 пулеметов, свыше 2000 автомашин, корабли Сунгарийской речной флотилии и др. имущество. С сентября 1949 г. в Пекине работало более 1000 советских военных советников и специалистов, а с октября при их непосредственной помощи в КНР было создано и успешно действовало 6 летно-технических школ.




    С 1949 г., после образования Корейской народно-демократической республики (КНДР, 9.09.1948 г.) и заключения соответствующего соглашения началось активное военно-техническое сотрудничество и с этой страной. В 1950-1953 гг., накануне Корейской войны (1950-1953 гг.), объем поставок вооружения и военной техники в КНДР составил 871 млн. руб., что в 5,3 раза превысило уровень 1949 г.

    Для ведения боевых действий эта страна в избытке получала советские самолеты, танки, артиллерию, стрелковое оружие, средства связи, инженерное и др. имущество, а численность военных советников в разное время составляло 164-246 человек.



    Дальнейшему развитию ВТС с Китаем способствовал договор между СССР и КНР от 14.02.1950 г. Так, для организации ПВО Шанхая от налетов гоминьдановской авиации в Китай прибыла группа советской войсковой противовоздушной обороны (ПВО).

    После обучения китайского личного состава вся техника и вооружение (118 самолетов, 436 единиц автотранспорта, 13 радиотехнических станций и др.) были переданы китайской стороне. В различных районах КНР под руководством 3600 советских специалистов шла широкомасштабная работа по обучению личного состава народно-освободительной армии Китая (НОАК). Еще более этот процесс активизировался с началом войны на Корейском полуострове, так как в ней активное участие приняли китайские добровольцы.




    Особую роль в деле всемерного обеспечения КНР и НОАК всеми видами ВиВТ сыграло ИУ МВТ, которое с октября 1950 г. возглавил инженер-полковник М.А. Сергейчик. В тот период оно включало 11 отделов, а деятельностью управления непосредственно руководил министр внешней торговли.

    В условиях расширения и активизации международных связей возникла необходимость реорганизации всей системы ВТС, в которой кроме ИУ участвовали 9-е управление Военного ведомства, 10-е управление Генштаба и 10-й отдел Морского генштаба ВМС СССР. Это приводило к затягиванию сроков выполнения контрактов и появлению претензий со стороны заказчиков. Так, свое недовольство таким положением И.В. Сталину лично высказывал Мао Цзэдун.




    В результате были подготовлены предложения о расформировании действующей системы ВТС и создания единого органа – Главного инженерного управления (ГИУ), на который были возложены функции подготовки к рассмотрению всех вопросов, связанных с поставками ВиВТ и контролем за их реализацией. В ведении Военного министерства (позднее Минобороны) остались вопросы консультирования о целесообразности поставок отдельных образцов ВиВТ, их военной приемки и отправки по назначению.

    Дата публикации: 09.02.2013

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.