• Календарь публикаций:


  • Интервью заместителя директора ФСВТС России С.В.Цыганцева

    Сотрудничали во имя Победы


    Победа в Великой Отечественной войне была достигнута усилиями всей страны и каждого человека в отдельности. Несомненно и то, что последнюю точку в борьбе с немецкой военной машиной поставила Красная армия на фронтах Великой Отечественной войны усилиями человека "с ружьем".

    Своевременное и максимально полное оснащение войск необходимым вооружением, особенно в первый, наиболее трагический период военных действий, стало главной задачей руководства СССР, в выполнении которой решающую роль сыграло военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами.

    Однако сегодня лишь небольшой круг специалистов и историков знают о роли и значении ВТС в деле разгрома фашистской армии. По просьбе редакции Интернет-портала "Оружие России" этот вопрос, который и сегодня остается малоизвестным широкому кругу читателей, прокомментировал Сергей Васильевич Цыганцев - заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

    Сергей Васильевич, значительную роль в оснащении Красной армии необходимым вооружением, особенно в первый, наиболее тяжелый период войны, сыграло военно-техническое сотрудничество. С кем и по каким направлениям оно осуществлялось в тот период?

    В годы Великой Отечественной войны Советский Союз осуществлял планомерное и целенаправленное военно-техническое сотрудничество в основном с государствами-союзниками: США, Великобританией и Канадой, а на заключительном этапе военных действий и по их окончании – с Албанией, Австралией, Болгарией, Ираном, Венгрией, Индией, Китаем, Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией и другими странами. Первоочередной задачей было получение военной техники и вооружения, а также стратегического сырья.

    Вместе с тем в рамках ВТС осуществлялся взаимный обмен с союзниками военно-технической информацией, трофейными образцами военной техники и вооружения и опытом их уничтожения в ходе боевых действий, новыми образцами своих боевых средств. Союзникам оказывалась практическая помощь при проведении ими конкретных боевых операций.

    На заключительном этапе войны осуществлялись поставки военной техники по репарации из Венгрии и Германии, ремонт советских боевых кораблей и судов обеспечения в Финляндии и экспорт военной техники и вооружения в страны народной демократии Восточной Европы.




    Как в СССР было организовано военно-техническое сотрудничество и какие структуры осуществляли его в тот период?

    ВТС между союзниками было организовано на основе целого ряда документов и соглашений. Первыми межправительственными соглашениями о взаимной помощи в борьбе с фашистской Германией стали соглашения между СССР и Великобританией "О совместных действиях в войне против Германии" и "Товарообороте, кредите и клиринге", заключенные в июле – августе 1941 года. В конце сентября 1941 года в г. Москве состоялось совещание высокопоставленных представителей СССР, Великобритании и США, на котором было принято решение начать поставки в Советский Союз военной техники, вооружения и стратегического сырья с осени 1941 года.

    Первый (Московский) протокол о союзнических поставках предусматривал поставку военной техники и вооружения в период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. В последующем были подписаны: второй (Вашингтонский) от 10 ноября 1942 г., третий (Лондонский) от 19 октября 1943 г. и четвертый (Оттавский) от 17 апреля 1945 г. протоколы, обеспечившие поставку союзниками военной техники, вооружения и стратегического сырья в СССР в соответствующие сроки.




    7 ноября 1941 г. законодательные органы США включили СССР в зону действия ленд-лиза, закона, который был принят в США 11 марта 1941 г. в целях оказания помощи Великобритании и другим странам, воевавшим с Германией. Официально советско-американское соглашение о поставках по ленд-лизу было подписано летом 1942 года.

    До этого поставки осуществлялись на основе советско-американского торгового соглашения 1937 г. (продленного в августе 1941 г.), ноябрьского 1941 г. кредитного соглашения и Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора от 11 июня 1942 года. В последующем важными документами для продолжения ВТС стали: решения Тегеранской (1943 года), Ялтинской и Потсдамской (1945 года) конференций глав государств-союзников.

    Положения основных документов дополнялись конкретными решениями заседаний военных секций упомянутых конференций и решениями, выработанными представителями военных миссий союзников в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Первая британская и американская военная техника поступила в СССР уже в сентябре – декабре 1941 г., в самый тяжелый для Советского Союза период боевых действий. С октября 1943 года начались поставки военной техники из Канады.




    Организацией работы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в тот период занимался инженерный отдел, а с 27 апреля 1942 г. – инженерное управление Наркомата внешней торговли (НКВТ) Советского Союза.

    Инженерное управление НКВТ (штат около 200 сотрудников) состояло из ряда оперативных отделов: авиационного, танкового, артиллерии и боеприпасов, связи, морских заказов, учетно-экономического, а также отдела кадров и бухгалтерии. В портах Мурманска, Архангельска, Молотовска, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Хабаровска, Комсомольска–на–Амуре, Находки, Владивостока, Баку и Одессы были созданы аппараты уполномоченных инженерного управления НКВТ СССР.

    С 1942 года в Вашингтоне стала функционировать Правительственная закупочная комиссия СССР, которая занималась ведением переговоров с американскими партнерами и оформлением контрактов на поставку в Советский Союз американских военной техники и вооружения. Военная техника принималась и отгружалась в портах под контролем уполномоченных Правительственной закупочной комиссии по портам западного и восточного побережий США и Канады.

    На заводах фирм "Норд-Америкэн" (Канзас-Сити), "Белл" (Буффало), "Дуглас" (Лос-Анджелес и Талс) были прикомандированы советские военные представители. В этот же период в Фербенксе (Аляска) в августе - сентябре 1942 г. была создана советская авиабаза, сотрудники которой осуществляли подготовку и отправку в СССР американских военных самолетов по знаменитой трассе "Алсиб".




    Организацией поставок военной техники и вооружения из Великобритании и Канады занимались сотрудники инженерного управления Торгового представительства СССР и аппарата советника по торговым делам Посольства СССР соответственно.

    Для поставок британской и американской военной техники с южного направления в Иране с января 1942 г., помимо сотрудников Посольства и Торгпредства СССР, были привлечены работники объединений "Ирансовнефть", "Ирансовтранс" Советского транспортного управления и аппарата уполномоченного Наркомата внешней торговли СССР, который курировал основные ирано-иракские порты и базы, куда прибывали военные грузы для последующей отправки в Советский Союз.

    Самолеты, прибывавшие в г. Абадан, собирались с участием представителей Наркомата авиационной промышленности СССР.




    Сергей Васильевич, запросы в какой военной технике, необходимой для Красной армии в первую очередь, удовлетворялись благодаря военно-техническому сотрудничеству и поставкам по ленд-лизу, и не было ли это "улицей с односторонним движением"?

    Как исторический факт следует подчеркнуть, что благодаря самоотверженным усилиям сотрудников инженерного управления Наркомата внешней торговли поступившие в СССР на десятки миллиардов рублей военная техника, вооружение и стратегическое сырье внесли значительную лепту в победу Советского народа над фашистской Германией.

    Среди поступившей в СССР техники и вооружения особо следует выделить самолеты, танки, корабли, бронемашины (последние в Советском Союзе в тот период времени вообще не производились), орудия различного калибра и назначения, автомобили, паровозы, радиостанции, радиолокаторы, радиопеленгаторы, гидроакустическую аппаратуру, авиационные моторы.




    Поставки зенитных установок, радиостанций, радиолокаторов, радиопеленгаторов, гидроакустической аппаратуры позволили повысить эффективность и результативность действий наших артиллеристов, летчиков, моряков, разведчиков, улучшить качество управления войсками в целом.

    Знаменитые "Катюши" (в связи с дефицитом отечественных транспортных средств) устанавливались на американских "Студебеккерах". Английские ("Харрикейн" МКII) и американские (Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра") истребители имели хорошую репутацию у советских асов, а американские танки "Шерман" (с учетом их боевых и эксплуатационных качеств) своевременно восполняли недостающие на фронтах танки "Т-34" советского производства.

    Летом 1943 года британские танки "Черчилль" принимали участие в Курской битве, а при проведении Висло-Одерской операции в составе 2-ой гвардейской танковой армии действовал 1 механизированный корпус, полностью укомплектованный танками типа "Валентайн" и "Шерман". Последняя партия танков "Шерман" поступила летом 1945 года и в составе 9-го гвардейского механизированного корпуса 6-ой гвардейской танковой армии участвовала в разгроме японской Квантунской армии.




    Особую важность приобрела поставка импортных порохов и высокооктанового бензина, поскольку отечественная промышленность не обеспечивала в тот период времени потребности фронта в этом сырье. Следует отметить, что ВТС между СССР, Великобританией и США не было "улицей с односторонним движением".

    Немалую пользу от взаимодействия с нами получали и наши союзники. Так, для оказания помощи в дозаправке, пополнении боекомплекта и отдыха экипажей бомбардировочной авиации США и Великобритании при нанесении воздушных ударов по объектам Германии на территории СССР в городах Миргород и Пирятин (нынешняя Украина) были созданы специальные аэродромы (базы).

    Специалисты американской фирмы "Белл" с помощью советского летного и авиационно-технического персонала изучали опыт эксплуатации своих самолетов (Р-39, Р-63) в боевых условиях советско-германского фронта. Советские летчики-испытатели и авиационные инженеры направлялись на авиационные заводы США, где помогали американским специалистам совершенствовать производимую ими авиационную технику.




    Уже в конце 1941 года новые созданные и производимые на заводах Советского Союза танки "Т-34" и "КВ" были переданы специалистам США для испытаний в условиях использования передовых технологий. В то же время союзники для испытаний в реальных боевых условиях поставили в СССР свои новые разработки – американские танки М5, М24 "Чаффи", М26 "Першинг" и САУ М18, а также английский танк "Кромвель".

    Значительную помощь при подготовке высадки союзных войск в Нормандии оказала информация и отдельные образцы нового трофейного артиллерийского и минометного вооружения вермахта, которые по просьбе британского военного командования советское руководство предоставило своим союзникам. В Вашингтон и Лондон были направлены образцы германских торпед высотного торпедирования "45-36 АВА", 130-мм дистанционной гранаты, акустическая торпеда с потопленной в 1944 году немецкой ПЛ "U-250" и т.д.

    На заключительном этапе Великой Отечественной войны и сразу по ее окончании инженерное управление Наркомата внешней торговли СССР занималось поставками военной техники и вооружения для нужд воинских частей Албании, Болгарии, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии.




    Известно, что безымянных побед не бывает. Накануне знаменательной даты о ком из тех, кто внес значительный вклад в организацию и осуществление ВТС с союзниками в годы Великой Отечественной войны, Вы считаете необходимым вспомнить?

    В тяжелые годы войны лозунг "Все для фронта, все для Победы" превратился из призыва руководства государства в образ жизни подавляющей массы нашего народа. И каждый человек на своем рабочем месте в рамках своих обязанностей отдавал все для реализации этого призыва. В полной мере это относится и к людям, осуществлявшим в то время военно-техническое сотрудничество в интересах максимально полного и своевременного обеспечения действующей армии.

    Очень хорошо и полно о конкретных сотрудниках инженерного управления НКВТ рассказано в книге "Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами", изданной в 2003 году, посвященной ветеранам этого достаточно сложного и ответственного направления деятельности.




    Как уже было отмечено выше, организацией работы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами занималось инженерное управление Наркомата внешней торговли СССР во главе с генерал-майором инженерно-технических войск И.Ф.Семичастновым, одновременно являвшимся заместителем наркома внешней торговли А.И.Микояна.

    Заместителем И.Ф.Семичастнова был активный участник гражданской войны полковник Ю.В.Сорокин.




    Правительственную закупочную комиссию (ПЗК) СССР в США возглавлял генерал-майор В.И.Беляев, а с декабря 1943 г. - генерал-лейтенант авиации Л.Г.Руденко. В составе комиссии активно работали начальниками отдела ПЗК капитаны 1 ранга М.А.Питерский и И.М.Сендик.

    Первым начальником советской авиабазы в Фербенксе (Аляска) был полковник, впоследствии Герой Советского Союза генерал-майор авиации М.Г.Мачин, а с лета 1944 г. - генерал-майор авиации И.А.Образков (до этого советский представитель на американской авиасборочной базе в иранском городе Абадан).

    Перегоняли самолеты летчики 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии во главе с прославленным полярным асом Героем Советского Союза полковником И.П.Мазуруком, а с июня 1944 г. - полковником А.Г.Мельниковым.




    Поставками вооружения, боевой техники и морского оборудования из Великобритании занималось Инженерное управление Торгпредства СССР под руководством инженер-капитана 1 ранга Соловьева. В Канаде аппарат советника по торговым делам Посольства СССР возглавлял И.И.Кротов.

    В Иране аппаратом уполномоченного НКВТ руководил инженер-полковник И.С. Кормилицын, Торгпредством СССР – В.П.Мигунов. В составе "Ирансовтранса" с ноября 1943 г. находились уполномоченный Наркомвнешторга инженер-майор Л.И.Зорин (после войны – заместитель Министра внешней торговли СССР) и его заместители инженер-подполковники М.Ф.Ленгник и М.А.Сергейчик, сотрудники "Ирансовтранса" подполковники Дроздов, В.А.Безуглый, капитаны А.И.Ястребов, Я.А.Паничев, В.Е.Ивашов.

    Советским транспортным управлением руководил генерал-майор И.В.Каргин и его заместитель инженер-капитан 1 ранга Д.В.Шинков. Перечислять сотрудников Инженерного управления НКВТ СССР, кто своей самоотверженной работой ковал Победу нашего народа в борьбе с фашизмом, можно было бы еще долго. Главное в том, что их имена и дела не забыты.

    МОСКВА, 7 мая 2010 г., ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов

    Дата публикации: 13.05.2010

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.