• Календарь публикаций:



  • Приоритеты военно-технического сотрудничества СССР в 60-х – 80-х годах XX столетия.
    Система военно-технического сотрудничества в годы существования Советского Союза была сильно идеологизированна. Объем поставок достигал 21 - 22 млрд. долларов в пиковые годы, но реальная валюта, которая поступала в страну, исчислялась суммой порядка 1,8 - 2 млрд. долларов. Приоритетными для СССР странами в вопросах ВТС были страны Варшавского Договора, государства Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока (Монголия, Китай, КНДР), целый ряд стран Африки и Ближнего Востока. По своей сути система функционировала в основном на принципе безвозмездности.
    До 1991 г. объем поставок ВВТ в страны Варшавского Договора составлял около 30% общего объема поставок СССР за границу и способствовал поддержанию оборонного потенциала этих стран. В другие страны соцлагеря (Югославия, Вьетнам, Китай, Лаос, Кампучия, Монголия, Куба, КНДР) было поставлено около 15% общего объема поставок. Значительные поставки ВВТ (около 55%) осуществлялись в дружественные развивающиеся страны Ближнего Востока, Южной Азии и Африки.
    В условиях становления российской государственности стало ясно, что прежняя система экспорта ВВТ не может быть использована. С одной стороны, больше нельзя было оплачивать из кармана налогоплательщика безвозмездные поставки советской техники, с другой – возникла необходимость создания структур, которые отвечали бы реалиям, сложившимся на мировых рынках вооружений. В новой ситуации, пересмотрев принципы построения двусторонних отношений Россия сделала больший акцент в сторону коммерческой торговли.

    Изменение ситуации на рубеже 90-х годов.
    Влияние экономических факторов в России на ослабление ее позиций в различных регионах мира.
    Военно-политическая ситуация, возникшая в начале 90-х годов в связи с крушением СССР и распадом Организации Варшавского договора, значительно изменила характер реальных и потенциальных угроз безопасности большинства государств, входящих в число, как экспортеров, так и импортеров продукции и услуг военного назначения.
    Под воздействием ряда факторов, связанных, в первую очередь, с окончанием эпохи глобального противостояния двух идеологических и социально-экономических систем, к середине 90-х годов мировой рынок оружия существенно изменился.
    Основной тенденцией стало снижение объемов торговли продукцией военного назначения. Следует отметить, что немаловажным фактором, способствовавшим этому стало падение платежеспособности ряда государств третьего мира, что было вызвано объективным ухудшением экономической ситуации в этих странах, а также сокращением финансовой помощи им со стороны западных партнеров.

    Пересмотр приоритетов.
    В условиях перехода экономики на рыночные отношения, резкого сокращения бюджетных средств, система ВТС в 1990 – 1993 годах была переведена на коммерческую основу, потребовался пересмотра существовавших ранее приоритетов. Вследствие допущенных ошибок и просчетов в ряде регионов мира позиции России были существенно ослаблены, а в некоторых странах утрачены.

    Восстановление Россией утраченных позиций к концу 90-х.
    Необходимо подчеркнуть, что рост объема экспорта вооружений после 1995 г. происходил в весьма неблагоприятных для России условиях: обвальное (более чем в 10 раз по сравнению с 1991 годом) сокращение государственного оборонного заказа; резкое сужение мирового рынка оружия с 45-50 млрд. долл. в начале 90-х годов до 23-27 млрд. долл. к 1995 году; обострение конкурентной борьбы между основными экспортерами ВВТ.
    По оценкам зарубежных экспертов Россия в период 1994-1996 годов зарекомендовала себя как государство, реализующее на мировом рынке оружия стратегию агрессивного роста.

    Принятие новых нормативно-правовых актов (закон о ВТС и т.д.)
    Новые подходы к ВТС настоятельно требовали значительного пересмотра и всей нормативной правовой базы. Первым нормативным актом стал Указ Президента РФ от 12 мая 1992 г. № 507 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами» который вводил разрешительное регулирование деятельности в области ВТС. В 1998 г. Государственная Дума РФ приняла федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», определивший основные рамки, в которых должна развиваться система ВТС.

    Подписание межправительственных соглашений о ВТС, создание МПК.
    В начале 90-х годов начался процесс подписания двусторонних межправительственных соглашений о военно-техническом сотрудничестве и создания межправительственных комиссий по ВТС. Появление стратегических партнеров России в сфере ВТС и определение приоритетных стран.
    На современном этапе Россия стремится строить свои межгосударственные отношения на взаимовыгодной основе. Вместе с тем, за последнее десятилетие сформировался целый ряд стран, отношения между которыми вышли на уровень стратегического партнерства. Да, на сегодняшний день нашими основными партнерами являются азиатские страны. Это, в первую очередь, стратегические партнеры России - Китай и Индия. На них приходится около 70 % нашего военного экспорта. Хороший уровень контактов в этом регионе с Вьетнамом, Малайзией, Индонезией и Мьянмой.
    Есть стратегические партнеры России и в других регионах.
    Задача по укреплению позиций России в регионах мира и расширение географии ВТС.
    Завоевание новых рынков вооружений это процесс сложный и длительный. Если говорить о географии поставок, то она достаточно широка. Около 80 стран мира являются партнерами Российской Федерации в военно-технической сфере. Более чем в 60 стран осуществляются поставки ПВН. На сегодня главная задача состоит в том, чтобы закрепиться на этих рынках основательно и работать более качественно и оперативно.
    В целом можно сказать, что в настоящее время основным и наверно определяющим фактором в расширении географии поставок нашей продукции будет способность российского ОПК адаптироваться к современным тенденциям развития рынков вооружения.

    Современное состояние ВТС РФ с иностранными государствами и перспективы его дальнейшего развития.
    переход к планированию ВТС с основными партнерами России на перспективу (годовые и пятилетние планы ВТС, планы ВТС на десятилетний период)
    Отношения России с партнерами по военно-техническому сотрудничеству строятся на различной основе в зависимости от достигнутого уровня доверия. За последнее десятилетие нам удалось перейти к планированию ВТС с нашими основными партнерами на долгосрочную перспективу. В основе этой работы лежат среднесрочные программ ВТС призванные повысить гарантии сбыта нашей продукции в течении 5 или 10 лет соответственно.

    Успехи и проблемы.
    Успехи России в военно-технической области принято измерять достигнутым уровнем продаж вооружений и военной техники. По итогам 2007 г. он составил более 7 млрд. долларов США. По этому показателю мы сейчас занимаем вторую строчку в рейтингах международных специалистов. Последние пять лет мы последовательно наращиваем объемы экспорта нашей военной продукции
    Имеются и проблемы. Мы их знаем и стремимся свести к минимуму. Озабоченность вызывает устойчивая тенденция роста цен на энергоресурсы и различные виды сырья. Это в свою очередь ведет к росту цен на нашу продукцию. Есть претензии к качеству.

    Особенности современного этапа ВТС (создание СП по техническому обслуживанию и ремонту ВВТ, переход от схемы «продавец-покупатель» к совместной разработке высокотехнологичных ВВТ, создание совместных групп в рамках МПК по наиболее важным темам сотрудничества и послепродажному обслуживанию ПВН)
    Нынешний этап ВТС характеризуется появлением новых игроков на рынках вооружений; возросшим уровнем конкурентной борьбы; насыщением рынков основными видами ВВТ; становлением национальных военно-промышленных комплексов азиатских стран; чрезмерно высокой стоимостью разработок оружия, межгосударственной кооперацией производителей ВВТ.
    Прекрасно сознавая, что наши основные партнеры по ВТС не стоят на месте, мы адаптируем сотрудничество с ними к реалиями сегодняшнего дня. Практика показывает, что поставки готовой продукции по схеме предыдущего десятилетия себя исчерпали и пришло время поиска новых форм взаимодействия.
    Основной упор мы делаем на внедрение новых, более совершенных форм экономического сотрудничества, способных более полно учитывать интересы наших партнеров в развитии собственного ВПК и взаимодействию в военно-технической сфере. Это прежде всего создание совместных предприятий по разработке, производству и сбыту ПВН, открытие сервисных технических центров по послепродажному обслуживанию, выполнение совместных или заказных НИОКР, передача вооружений на условиях лизинга и другие перспективные формы сотрудничества.

    Основные пути совершенствования ВТС (повышение оперативности реагирования на изменение ситуации, сокращение сроков рассмотрение обращений заказчиков, улучшение послепродажного обслуживания, ранее поставленной ПВН)
    Для того, чтобы укрепить свои позиции на мировом рынке оружия и выдержать гонку в области высоких технологий, Россия должна не только сосредоточить усилия на разработке и производстве наиболее перспективной с точки зрения военно-технического сотрудничества продукции военного назначения, заметно улучшить работу в области маркетинга и послепродажного обслуживания, ранее поставленной ПВН, но и научится оперативно реагировать на изменения коньюктуры рынка, активизировать усилия по реализации на практике долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с отдельными иностранными государствами.
    В целом можно констатировать – Россия в нынешних условиях набирает темп в двусторонних отношениях со странами из многих регионов мира и не собирается останавливаться на достигнутом.

    Дата публикации: 26.05.2008

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.