• Календарь публикаций:


  • Интервью Первого заместителя директора ФСВТС России
    А.В.Фомина журналу ВВП


    - Александр Васильевич, каковы итоги 2009 года для военно-технического сотрудничества: объем экспорта нашего вооружения, итоговые прибыли? Ориентировочные планы на 2010 год?

    - В сфере военно-технического сотрудничества 2009 год завершился с весьма положительными итогами. Объем экспорта продукции военного назначения превысил 8,8 млрд долларов. Предприятиями оборонно-промышленного комплекса, участвующими в выполнении экспортных контрактов, получено более 8,8 млрд долларов валютной выручки.
    По нашим прикидкам не менее успешным должен быть и 2010 год. Ожидается, что российского вооружения, военной и специальной техники будет поставлено иностранным заказчикам на сумму свыше 9 млрд долларов.

    - С какой из мировых держав РФ имеет наиболее активные деловые контакты в сфере военно-технического сотрудничества?

    - Не вполне понятен термин «мировая держава». Мы не разделяем наших партнеров по ВТС на больших и малых. В настоящее время РФ осуществляет военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира. Поставки продукции военного назначения в прошлом году осуществлялись в 62 из них. Наиболее крупными импортерами российских вооружений и военной техники являются Алжир, Венесуэла, Индия и Китай. На их долю приходится свыше 70% общего объема российского экспорта продукции военного назначения.
    Формирование российской политики в отношении этих стран носит системный характер и строится с учетом их потребностей и пожеланий. Сейчас мы отошли от традиционных отношений «продавец-покупатель» и осуществляем организацию лицензионного производства российской техники в странах-партнерах.
    Успешно развивается также такое направление ВТС, как создание совместных предприятий по разработке и производству новых видов вооружений и военной техники. В интересах иностранных заказчиков в России проводятся научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР) по нескольким десяткам тем. Есть основания полагать, что и в перспективе удастся сохранить стабильные взаимовыгодные отношения с нашими ведущими партнерами в сфере ВТС.

    - После запуска российского истребителя пятого поколения появилась информация, что Россия начнет переговоры об обмене технологиями и создании площадки для производства отечественного «стелса» с бразильской компанией Embraer и индийскими партнерами. На какой стадии этот процесс сейчас?

    - Российская Федерация действительно участвовала в объявленном бразильской стороной тендере на поставку истребителей для нужд национальных ВВС с самолетом Су-35, поколения 4++. В случае победы российских предложений можно было бы вести диалог относительно участия компаний Бразилии в совместной разработке и производстве самолета 5-го поколения. Однако по результатам тендера наша страна не вошла в короткий список, объявленный бразильцами. Так что переговоры по данной тематике не проводятся.

    - Александр Васильевич, Вы только что вернулись из Индии, где велись переговоры о совместном создании истребителя пятого поколения. Каковы возможные сроки создания такой машины, в какие сроки может быть подписан контракт, определена ли уже его цена и как скоро могут осуществиться первые поставки?

    - Индия является главным стратегическим партнером для Российской Федерации в течение вот уже без малого полвека. Если мне память не изменяет, в этом году исполняется 47 лет, как первый самолет марки МИГ был поставлен в Индию. У нас сложились давние исторические и партнерские отношения. Индия – одна из немногих стран, с которой Россия делится своими технологиями.
    Из современных проектов, а их у нас несколько, безусловно, можно выделить проект разработки и создания истребителя пятого поколения. Сейчас подписаны основополагающие документы – межправительственное соглашение. На данный момент речь идет о том, чтобы в ближайшее время заключить контракт. Первый этап – подписание контракта на опытно-конструкторские разработки, я хочу надеяться, будет подписан в ближайшее время.

    - По данным индийских СМИ, на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации обе стороны должны затратить 8-10 млрд долларов?

    - По суммам я Вам, пожалуй, не скажу. Каких-либо конечных цифр Вам сейчас никто не скажет – ни с точки зрения цифр объема финансирования, ни с точки зрения сроков.
    Создание и того, и другого самолета это время- трудо- и финансово-емкое дело. Скажем, пройдет не менее шести-десяти лет, прежде чем мы подойдем к созданию головного образца истребителя пятого поколения и его серийному производству. Так что, скорее к концу этого десятилетия возможно говорить о создании первого образца и затем подготовка и переход в серийное производство.

    - В конце прошлого года был подписан Договор о развитии военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Насколько плотное у России военно-техническое сотрудничество с белорусским партнером?

    - Военно-техническое сотрудничество России с Белоруссией осуществляется с 1993 года и имеет стратегический характер, ориентированный на создание Союзного государства. У нас существует тесное взаимодействие предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ и оборонного сектора экономики республики, основанное на наличии в Вооруженных силах Белоруссии вооружений и военной техники российского, а точнее – еще советского, производства, а также командного состава, подготовленного как в вузах бывшего СССР, так и в российских вузах.
    Развитие российско-белорусских отношений ведет к совершенствованию нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять двустороннее взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество. Примером тому служит заключенный Договор, о котором вы упомянули. Документ позволяет сформировать новый порядок осуществления Сторонами взаимных поставок продукции военного назначения в интересах обоих государств, а также будет способствовать установлению благоприятного режима взаимодействия предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ и оборонного сектора экономики Белоруссии в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков использования и утилизации вооружения и военной техники.

    - Каковы сейчас перспективы военно-технического сотрудничества с Китаем?

    - Из наиболее значимых событий, произошедших в области ВТС между нашими странами за последние два года, хотел бы отметить главное. В 2008 году было подписано межправительственное Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
    И в целях оперативного решения вопросов двустороннего сотрудничества в сентябре 2009 года в Пекине приступил к исполнению обязанностей представитель Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ в Китайской Народной Республике.
    Однако, что касается перспектив сотрудничества, несмотря на наличие в последнее время положительной динамики по ряду направлений, необходимо отметить, что объемы двустороннего сотрудничества по-прежнему невелики. С 2006 года не подписано ни одного крупного контракта.
    Это не может нас не беспокоить, поскольку такое положение вещей не отвечает достигнутому уровню доверительных отношений.
    Мы не можем согласиться с подходами китайской стороны, основанными на принципе избирательных закупок вооружений и военной техники у России. Считаем, что сотрудничество должно быть действительно взаимовыгодным, когда работа ведется по темам, которые отвечают интересам не только китайской, но и российской стороны.
    По нашему мнению, большим потенциалом сотрудничества являются такие сферы, как боевая и военно-транспортная авиация, военно-морская техника, системы ПВО и послепродажное обслуживание перечисленной техники. Важным направлением сотрудничества могло бы стать также проведение модернизации в ходе осуществления ремонтов различного уровня сложности.
    Кроме того, мы надеемся на продолжение диалога с китайской стороной по теме десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Подчеркну, что значительная часть комплектующих для таких кораблей производится только в России. Поэтому сотрудничество по этой и по другим темам с государствами, не являющимися изготовителями российской техники, может повлечь за собой не оправданные для Китая риски, в том числе и финансовые…

    - Вооруженные силы ряда стран на 80 - 90% укомплектованы техникой советского производства. Есть ли в планах Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству намерение продолжить такую «традицию»?

    - Год назад президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед нами задачу «более внимательно относится к рынкам», что называется, «смотреть в разные стороны», заниматься диверсификацией поставок, выходить на те рынки, где мы традиционно не присутствуем или где мы присутствуем, но не в должном объеме. Работа в этом направлении ведется, и достигнуты определенные успехи в отношениях с Венесуэлой, Алжиром, Ливией, Вьетнамом. Есть неплохие перспективы укрепить наши позиции в ряде других государств.
    Вместе с тем мы понимаем, что монополизация рынка вооружений любой страны в нынешних условиях нереальна. Российские экспортеры продукции военного назначения (ПВН) смогли заключить выгодные контракты с рядом стран Латинской Америки, которая считается традиционной сферой влияния США.
    В то же время, мы сталкиваемся с жесткой конкуренцией экспортеров из США, Израиля, Китая, западноевропейских государств на рынках наших традиционных партнеров по ВТС, например Индии. Такова реальность современного мирового рынка вооружений.
    Что же касается тех стран, чьи вооруженные силы все еще на 80 - 90% укомплектованы техникой советского производства, то это в основном государства Азии и Африки, которые не имеют средств для закупки современных вооружений и военной техники. Им мы предоставляем услуги по модернизации и ремонту ранее поставленной ПВН.

    - Есть ли перспективы военно-технических связей у РФ с НАТО? В одном из интервью Вы упоминали о возможном импорте Россией вооружений, военной техники и оборонных технологий Альянсу. Что конкретно Россия готова поставить Альянсу? Есть ли другие направления военно-технического сотрудничества с Альянсом?

    - Мировой экономический кризис не обошел стороной страны Североатлантического союза: резко сократились ассигнования на оборону; «заморожено» большинство проектов создания перспективных образцов вооружения и военной техники, возникли серьезные трудности с техническим оснащением коалиционных сил, задействованных в текущих операциях НАТО. Только из-за высоких расходов на операцию в Афганистане в натовском бюджете возник дефицит, превышающий, по оценкам западных СМИ, 720 миллионов евро.
    В этой ситуации руководство альянса решило обратиться за помощью к странам-партнерам, в том числе и к России. Перспективы сотрудничества РФ с НАТО обсуждались на высшем уровне совсем недавно – буквально в декабре прошлого года прошли встречи генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена с Президентом Дмитрием Медведевым и Председателем Правительства Владимиром Путиным.
    В первую очередь, конечно, речь идет об Афганистане, где международные силы содействия безопасности и афганская национальная армия испытывают острую нехватку вертолетной техники. Вертолеты советского и российского производства прекрасно себя зарекомендовали в сложных условиях Афганистана и продолжают пользоваться спросом.
    С другой стороны, существует проблема доставки войск и грузов из Европы и США в район боевых действий. Имеющиеся в распоряжении альянса 3 самолета С-17 «Globеmaster III» не способны справиться с объемом грузоперевозок. Расчет же натовцев на закупку 180 транспортных самолетов А-400М себя не оправдал. Их серийное производство ожидается не ранее 2014 года. Сейчас НАТО выручают самолеты АН-124 «Руслан» авиакомпании «Ruslan SALIS GmbH». За последние три года их налет составил свыше 11,6 тысячи часов. При этом перевезено 67,8 тысяч тонн грузов. Однако потребности альянса гораздо выше. Учитывая, что в России имеется довольно большой парк машин этого класса, перспективы сотрудничества в этой области вполне реальны.
    Не остаются без внимания и уникальные возможности тяжелого транспортного вертолета типа «Ми-26», не имеющего конкуренции на европейском рынке вооружений. В конце 2009 года президент США Барак Обама лично благодарил российский экипаж Ми-26Т за оказание помощи американским военным в Афганистане.
    Однако, что касается многостороннего сотрудничества, то здесь дела идут хуже, чем нам бы хотелось. Не в плане критики, но хотел бы сказать. На мой взгляд, Россия, может быть, проявляет большую гибкость, чем в целом НАТО. Обе стороны говорят о том, что хотят сотрудничества, но вот к практическим шагам мы до сих пор не пришли. Говоря о развитии военно-технического сотрудничества с Россией, наши западные партнеры рассматривают лишь ближнесрочную перспективу, рассчитывая в течение 10-20 лет полностью перейти на собственные разработки вооружения и военной техники.

    - Какие машины предполагается представить на международном салоне вооружения и военной техники «МВСВ 2010» в рамках международного форума «Технологии в машиностроении – 2010»? Какие особенности ждут участников форума и выставки на этот раз?

    - Международный форум «Технологии в машиностроении – 2010» запланирован на период с 30 июня по 4 июля. Мероприятие пройдет во исполнение целого ряда указов Президента. Организаторами форума выступит наша Федеральная служба и Государственная корпорация «Ростехнологии».
    У форума несколько глобальных задач. Во-первых, это развитие отечественной машиностроительной отрасли. Во-вторых, привлечение инвестиций, обеспечивающих поддержку и укрепление ее научно-технического потенциала, прежде всего организаций оборонно-промышленного комплекса. В-третьих, обеспечение возможности расширения номенклатуры и повышения качества предлагаемой на экспорт продукции, создание ее конкурентоспособных высокотехнологичных образцов, демонстрация возможностей других отраслей российской промышленности, участвующих в их производстве, укрепление кооперационных связей отечественных разработчиков и производителей продукции машиностроения.
    Формат мероприятия включает проведение международного салона вооружения и военной техники «МВСВ – 2010», международной выставки по технологиям в машиностроении «ИНТЕРМАШ – 2010», международного салона «Аэроспейс – 2010» и международного форума и выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы – 2010».
    В ходе форума на специально оборудованной демонстрационной площадке планируется показ более 60 натурных образцов как самой современной, так и музейной техники. Также предусмотрена насыщенная деловая программа, в рамках которой пройдет пленарное заседание на тему «Техническая и технологическая модернизация машиностроительного комплекса – основа развития экономики страны», а также конференции и круглые столы по направлениям, дискуссии.
    В рамках ОДКБ на международном салоне «МВСВ – 2010» будет сформирована объединенная выставочная экспозиция продукции военного, двойного и специального назначения и технологий государств - членов ОДКБ.
    А в дни массовых посещений наряду с демонстрацией техники предусмотрено проведение военно-спортивного шоу с привлечением ДОСААФ и спецподразделений МВД, МЧС, ФСБ и Минобороны России, направленного на решение задач военно-патриотического воспитания граждан.

    - Спасибо Вам большое, Александр Васильевич, за обстоятельный разговор!

    Дата публикации: 11.03.2010

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.