• Календарь публикаций:




  • 24 декабря 2007 года, 16:56

      Михаил Дмитриев: "Конкуренция на мировом рынке вооружений растет"

      Накануне вручения в Москве наград победителям Национальной премии "Золотая идея" корреспондент "ИНТЕРФАКСА-АВН" встретился с директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаилом Дмитриевым и попросил его рассказать о целях и задачах одной из самых престижных российских премий в области ОПК.

      Михаил Аркадьевич, известно, что премия "Золотая идея" учреждена по инициативе ФСВТС. Какие цели вы при этом преследовали?

      - Цель и задача премии "Золотая идея" - стимулирование создания конкурентоспособной военной техники. Номинации говорят сами за себя и отражают большинство направлений создания и продвижения на внешние рынки продукции военного назначения. Это разработка и производство вооружения и военной техники, пропаганда военно-технического сотрудничества, рекламная и информационная поддержка.

      Соискателями премии могут выступать все участники военно-технического сотрудничества: субъекты ВТС, предприятия-изготовители, совместные с иностранцами предприятия, авторские коллективы и отдельные работники.

      Механизм проведения конкурса за годы хорошо отработан. К оценке и принятию решения привлекаются квалифицированные специалисты. За время своего существования Национальная премия "Золотая идея" значительно повысила уровень своей организации и охват предприятий оборонно-промышленного комплекса.

      Победа в конкурсе это хорошая возможность для номинантов заявить о себе как внутри страны, так и за рубежом. Конкурс позволяет его участникам получить общественную оценку своих достижений, заслуг и дополнительное признание. В этом году поступило максимальное количество заявок на соискание премии - 95, то есть круг соискателей премии расширяется.

      В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста объемов российского оружейного экспорта. На какие параметры планируется выйти по итогам 2007 года?

      - Вы абсолютно правы. Тенденция роста сохраняется уже на протяжении последних семи лет. С 2001 года экспорт продукции военного назначения увеличился практически в два раза. Результаты уходящего года подтверждают эту тенденцию: объем поставок продукции военного назначения в 2007 году превысит $7 млрд. Если говорить о валютных поступлениях, то они, как правило, превосходят цифры поставок.

      Каков сегодня портфель экспортных заказов на поставку российского оружия за рубеж? Есть ли резервы для дальнейшего наращивания объемов оружейных поставок?

      - Положение России на мировом оружейном рынке сегодня устойчивое. Наибольшим спросом продолжает пользоваться авиационная техника. Это уже давно признанные во всем мире боевые самолеты марок "Су" и "МиГ", вертолеты "Ми"; из техники сухопутных войск - танки, в первую очередь Т-90С; легкая бронетехника - бронетранспортеры, боевые машины пехоты.

      Говоря о последних, можно упомянуть о решении Греции приобрести несколько сотен БМП-3 для своих вооруженных сил, о чем было заявлено премьер-министром этой страны Константиносом Караманлисом накануне его официального визита 17-19 декабря 2007 года в Москву. Сильны позиции российских оборонщиков, производящих стрелковое оружие, противотанковые ракетные комплексы. О популярности же наших зенитно-ракетных систем таких как С-300, "Печора" убедительно свидетельствует тот факт, что предприятия их производящие уже загружены заказами до 2012 года.

      Однако конкуренция на мировом рынке вооружений растет. Осваивать новые перспективные рынки можно лишь предлагая современные образцы военной техники, не имеющие аналогов в мире. Для укрепления ведущих позиций на мировом оружейном рынке необходимо разрабатывать и производить новейшие конкурентоспособные образцы вооружения и военной техники. Возвращаясь к первому вопросу, могу добавить, что стимулировать такую политику призвана, в том числе, и Национальная премия "Золотая идея".

      Мы активно ведем работу по модернизации ранее поставленной техники. Наращиваем сотрудничество с зарубежными странами по совместному производству боевой техники. Особое внимание мы уделяем качеству нашей продукции, ее сервисному обслуживанию, в том числе ремонту и поставке запасных частей.

      Если же говорить о резервах роста нашего военного экспорта, то они, безусловно, существуют. Нынешний объем "портфеля" экспортных заказов субъектов ВТС - свыше $32 млрд - позволяет достаточно оптимистично смотреть на перспективы сотрудничества в военно-технической сфере. Основной задел создан "Рособоронэкспортом", в его активе "портфель" заказов в размере $24 млрд.

      Какие меры предпринимаются для того, чтобы поставляемое на экспорт оружие не оказалось в конечном итоге в так называемых проблемных странах, поддерживающих терроризм?

      - Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, добрососедства. Повышенное внимание уделяется вопросу соблюдения интересов международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.

      Поставки российских вооружений осуществляются исключительно правительствам иностранных государств. Вопросы же контроля за целевым использованием экспортируемой продукции военного назначения отражаются в международных договорах, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами в военно-технической сфере и подробно оговариваются в контрактных документах. В обязательном порядке мы получаем от уполномоченных органов государств-импортеров сертификаты конечного пользователя, являющиеся гарантией целевого использования и недопущения перепродажи или передачи продукции военного назначения в третьи страны или незаконным организациям.

      К тому же, Россия является участницей всех основных международных договоров в части нераспространения вооружений и действующего режима экспортного контроля, требования которых Российская Федерация неукоснительно выполняет. Кроме того, российское законодательство в части экспортного контроля является наиболее жестким в мире.

      Что делается для улучшения послепродажного обслуживания поставленной за рубеж российской боевой техники? Насколько было оправданным предоставление ряду предприятий права самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части поставки запчастей?

      - Система послепродажного обслуживания рассматривается как важнейшая составная часть, как неотъемлемое приложение к поставляемой продукции военного назначения. Данному вопросу уделяется особое внимание на всех уровнях государственной власти. В частности, создаем центры послепродажного обслуживания российской продукции военного назначения в странах-импортерах.

      В настоящее время такие центры по техническому обслуживанию нашей военной техники и вооружения успешно функционируют в Индии, Малайзии, Греции.

      Симптоматично то, что один из номинантов - ОАО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" - получает сегодня премию именно за создание сервисного центра технического обслуживания и ремонта вертолетов Ми-17 в Мексике. Эта работа была проведена в рамках межгосударственных договоренностей, достигнутых президентами России и Мексики. Опыт этой работы заслуживает внимания и распространения.

      Решение о предоставлении ряду предприятий права самостоятельной внешнеторговой деятельности в отношении поставок запасных частей полностью себя оправдало. За годы их работы на внешнем рынке экспорт запасных частей к ранее поставленной из России продукции военного назначения вырос более чем в 10 раз. Субъекты ВТС приобрели полезный и важный опыт работы с иностранными заказчиками. Такие субъекты ВТС как ОАО "АХК "Сухой", ФГУП "ПО "УОМЗ", ФГУП "ММПП "Салют" серьезно заявили о себе на внешних рынках вооружений и военной техники, активно наращивают "портфель" заказов.

      Михаил Аркадьевич, как вы оцениваете возможности оружейного рынка СНГ? Какова его доля в общем объеме оружейных поставок?

      - Начнем с того, что ФСВТС России не является коммерческой организацией, а создана и существует как федеральный орган исполнительной власти, призванный реализовывать определенные президентом Российской Федерации приоритетные положения государственной политики в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

      С другой стороны, нельзя так узко смотреть на цели ВТС, сводя его лишь к еще одному источнику получения валютных средств (хотя это тоже важно и закреплено федеральным законодательством, в том числе Законом о ВТС). А в какую сумму можно оценить спокойствие на наших границах, возможность ведения нормальной хозяйственной деятельности между Россией и нашими соседями? Ответ, я думаю, однозначен.

      Что касается объемов оружейного рынка СНГ, то его доля сравнительно невелика и колеблется в районе очень небольшого процента от общей величины ежегодного экспорта.

      Поставки в государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) осуществляются на льготных условиях, то есть по внутрироссийским ценам. Мы не ищем от них коммерческой выгоды: они направлены на создание системы коллективной безопасности государств-членов ОДКБ. Основные усилия сосредоточиваются на формировании и совершенствовании объединенных военных систем региональных группировок войск и сил.

      Военно-техническое сотрудничество с государствами-участниками СНГ, не входящими в ОДКБ, проводится в соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ, принятой на саммите стран СНГ в столице Таджикистана Душанбе 5 октября 2007 года.

      Дата публикации: 25.12.2007

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     



    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.