• Календарь публикаций:


  • Опубликовано: ИА «Оружие России» 04.02.2013
    http://www.arms-expo.ru/055057052124051048056052055.html

    К 60-летию системы ВТС России. К успеху методом проб и ошибок …


    В начале 1953 г., а именно 8 мая, распоряжением Совета Министров СССР, на основании доклада Министра внутренней и внешней торговли А.И. Микояна, на базе Инженерного управления было создано Главное инженерное управление (ГИУ) для осуществления военно-технического сотрудничества (ВТС) Советского Союза с зарубежными странами.

    К 1992 г. их число составляло около 70 стран, в т.ч. 9 в Европе, 14 в Азии, 10 на Ближнем Востоке, 30 в Африке и 5 в Латинской Америке.

    Первым начальником ГИУ (238 сотрудников, в т.ч. 160 офицеров) был назначен генерал-майор танковых войск Г.С. Сидорович, а его заместителями – инженер-полковник М.А. Сергейчик и инженер-контрадмирал Г.В. Юрин. Одновременно был создан аппарат уполномоченных ГИУ за рубежом (первоначально в 9 странах). Постепенно были отработаны технологии взаимодействия с «поставщиками» необходимой продукции и ее зарубежными «потребителями», решения возникающих спорных и ряда др. вопросов, которые зачастую приобретали политическое значение.

    С образованием Варшавского договора (14.05.1955 г.) ВТС с его участниками приобрело планомерный и полномасштабный характер, создается институт советских военных советников с представительствами во всех странах Восточной Европы.

    В страны Варшавского договора поставляются современные вооружения и военная техника (ВиВТ), объем которых до 1991 г. составил около 29,5% от общего объема поставок СССР за границу. В другие социалистические страны и страны народной демократии было поставлено примерно 15% от общего объема экспорта ВиВТ за рубеж, а оснащенность их национальных армий советским оружием достигало 65-100%.

    В 1957-1984 гг., наряду с поставками в дружественные социалистические страны, Советский Союз осуществлял ВТС и с теми странами, которые предоставили свою инфраструктуру в интересах наших ВМФ и ВВС. Значительные поставки ВиВТ осуществлялись в дружественные и развивающиеся страны Ближнего Востока, Южной Азии и Африки, на которые приходилось до 55% от общего объема поставок специального имущества за рубеж.

    В этот же период совершенствуется и нормативно-правовая база международного военно-технического сотрудничества. В 1959 г. начальником ГИУ назначается инженер-полковник М.А. Сергейчик, меняется структура управления и увеличивается численность его сотрудников.

    Период 50-60-х гг. характеризуется военно-технической помощью Китаю, Северной Корее, Вьетнаму, Египту, Сирии, Кубе, Индонезии, африканским и др. странам. Эта помощь помогла выстоять Египту в арабо-израильских войнах, укрепить обороноспособность Кубы (операция «Анадырь»), победить Демократической Республике Вьетнам в войне 1964-1973 гг.

    В 60-80-е гг. отечественные ВиВТ и военнослужащие участвуют в различных локальных войнах и вооруженных конфликтах на территории Йеменской Арабской Республики, Алжира, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Бангладеш, Лаоса, Афганистана, Ливана. В боевых условиях прошли «обкатку» ряд образцов авиации, бронетанковой техники, артиллерии, средств ПВО, боевых кораблей и судов, стрелкового оружия.

    В рамках Совета экономической взаимопомощи социалистических стран в 1956 г. была создана Постоянная комиссия по оборонным отраслям промышленности. Она сыграла большую роль по налаживанию лицензионного производства в странах Варшавского договора.

    Так, по советским лицензиям и при техническом содействии СССР в социалистических странах производились: в Болгарии – 122-мм САУ «Гвоздика», тягачи, РЛС, катера, стрелковое оружие; в Венгрии – 22-мм гранатомет «Василек», радиостанции; в ГДР – ПТУРС «Конкурс», мостоукладчики, запчасти; в Польше – самолеты Ан-2, РЛС, сборка танков Т-72; в Румынии – БТР-70, самолеты Як-52; в Чехословакии – самолеты Л-39,БМП, а также другие, помимо указанных, вооружения и военная техника.

    Государства Варшавского договора с согласия СССР стали поставлять полученное ранее и производимое по лицензиям ВиВТ в развивающиеся и др. страны. В 60-е гг. увеличивается объем работ, связанных с консультациями иностранных специалистов в области научно-исследовательских и научно-конструкторских работ. По состоянию на 1969 г. уполномоченные ГИУ работали в 35 странах мира. При этом ни один из его сотрудников не изменил Родине.

    С июля 1975 г. по 1984 г. начальником ГИУ был контр-адмирал Ю.П. Гришин. В период его руководства ВТС с иностранными государствами вышло на новый, более качественный уровень, а само управление реорганизуется и расширяется.

    В начале 80-х годов в определении стратегии и тактики в этой области международных отношений активно участвовали Совет министров, МИД, Госплан, Государственный комитет по внешнеэкономическим связям, минобороны СССР, а также др. министерства и ведомства. Непосредственными вопросами подготовки и реализации соглашений и выполнения контрактных обязательств – ГИУ и главное техническое управление (ГТУ) Государственного комитета по внешнеэкономическим связям (ГКЭС) СССР. При этом ГИУ обеспечивало весь цикл поставок ВиВТ от производства и комплектации до обучения иностранных специалистов.

    По словам М.А. Сергейчика, «ежегодно, мы за счет экспорта вооружения получали на миллиарды рублей свободно конвертируемой валюты и валюты ограниченной конвертации …». В целом получаемые средства существенно превышали суммы за экспорт оборудования гражданского назначения.

    При этом часть вооружений поставлялась бесплатно Кубе, Южному и Северному Йемену и др. государствам. Такой же практики придерживались и др. страны, в т.ч. США. Так, эта страна безвозмездно поставляет ВиВТ на миллиарды долларов ряду стран, в т.ч. и способным, как Израиль, оплатить эти поставки. По словам Сергейчика, советское оружие пользовалось большим спросом и по качеству ни в чем не уступало зарубежному. «…Не помню случая, чтобы когда-либо получали на нее рекламации», отмечал М. Сергейчик.

    В 70-80-е гг. был проделан большой объем работы по модернизации и техническому обслуживанию, ранее поставленного вооружения и военной техники. Это происходило как на территории инозаказчика, так и с использованием мощностей отечественных предприятий.

    В результате значительных усилий была создана сеть промышленных объектов и заложены основы для развития собственной оборонной промышленности в Китае, построены крупный авиационный комплекс в Индии, танковый завод в Ираке, военные аэродромы на Кубе, в Ливии, ремонтный завод в Анголе, технико-эксплуатационная часть в Сирии, госпиталь и пункт материально-технического обеспечения во Вьетнаме и целый ряд подобных объектов в др. странах.

    Во второй половине 80-х гг. был разработан и активно использовался в практике комплекс нормативно-правовых документов по военно-техническому сотрудничеству, образуются новые структуры. В 1988 г. вышло постановление Совета министров СССР, предусматривающее дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности государственных и кооперативных предприятий и организаций, в том числе и общественных, а также упорядочение ВТС на основе его валютной самоокупаемости.

    В 1989 г. было принято постановление о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Оно определяло порядок регистрации участников ВЭД, перемещение грузов через границу, экспорта и импорта, др. вопросы товарно-денежных отношений с зарубежными заказчиками и производителями. В том же году была разработана концепция ВТС с иностранными государствами на период 1990-1995 гг.

    На рубеже 90-х гг., в связи с переходом на новые рыночные отношения, подходы к военно-техническому сотрудничеству значительно изменились. Основными принципами государственной политики в этой области стали: системный подход к контролю и регулированию деятельности в области ВТС; учет внешнеполитического курса и приоритетов Российской Федерации; соблюдение интересов и обязательств РФ как правопреемницы СССР, в области контроля экспорта продукции и услуг военного и двойного назначения.

    Одновременно была усовершенствована нормативно-правовая база. Первыми нормативными документами стали два указа Президента РФ, изданные в 1992 г. В их подготовке участвовало значительное количество специалистов Главного инженерного управления, ряда министерств и ведомств, а также видные военачальники.

    С учетом изменений структуры мирового рынка вооружений, его географии, преобразований в оборонно-промышленном комплексе России и экономической реформы в январе 1992 г. ГИУ и ГТУ МВЭС были реорганизованы в Российскую государственную внешнеэкономическую компанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения (ВО «Оборонэкспорт») и государственную внешнеэкономическую компанию (ГВК) «Спецвнештехника». Первая выполняла функции ГИУ. Обе организации вынужденно расширяли сферы своей деятельности и, одновременно, разрушали границы специализации и исторически сложившиеся связи с иностранными заказчиками.

    В апреле 1992 г. в целях защиты государственных интересов РФ в области ВЭД, соблюдения и выполнения международных обязательств была создана система экспортного контроля и Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ. В ноябре 1993 г. на базе ВО «Оборонэкспорт», ГВК «Спецвнештехника» и ГУСК МВЭС России была образована Государственная компания (ГК) «Росвооружение» как самостоятельная коммерческая организация.

    К 1994 г. ГК «Росвооружение» стала единственным государственным посредником по экспорту и импорту продукции, работ и услуг военного назначения по всей номенклатуре продукции, разрешенной на экспорт и изготавливаемой на предприятиях оборонной промышленности и находящейся в наличии Минобороны РФ.

    В 1997 г. указом Президента России ФГУП «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии» получили статус государственных посредников. Однако, как показал последующий практический опыт, этот шаг оказал общее отрицательное воздействие на военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами.

    В целях устранения недостатков и повышения эффективности в этой области в 1998 г. Госдума приняла федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Этот закон определил рамки развития системы ВТС в ближайшей и среднесрочной перспективе.

    В ноябре 2000 г. указом №1834 было создано ФГУП «Рособоронэкспорт», объединившее в своем составе ФГУ «Росвооружение» и «Промэкспорт». В декабре того же года, в соответствии с указом №1953, создается Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству (КВТС России).

    КВТС России стал головным федеральным органом исполнительной власти, реализующий в пределах своей компетенции решения Президента и Правительства по урегулированию и контролю деятельности в области ВТС России с иностранными государствами, а также обеспечения выполнения международных договоров в этой, одной из важнейших сфер международного сотрудничества. Прошедшее с тех пор время и полученные итоги показали правильность вышеуказанных принятых решений в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

    Дата публикации: 07.03.2013

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.