• Календарь публикаций:


  • Интервью заместителя директора ФСВТС России К.Н.Бирюлина накануне международного авиационно-космического салона «МАКС – 2009»


    1. Какие новинки представит Россия на МАКС-2009?
    Международный авиационно-космический салон «МАКС» является ведущей российской выставкой, на которой демонстрируются самые современные образцы продукции отечественных организаций авиакосмической отрасли. Экспозиция Салона традиционно привлекает значительное количество иностранных специалистов, представителей военных, дипломатических ведомств, а также промышленных структур из более чем 100 зарубежных государств.
    Поддерживать и устойчиво наращивать этот интерес позволяет то, что к каждому салону организатором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовится отдельное решение Президента Российской Федерации, позволяющее продемонстрировать целый ряд перспективных разработок и образцов вооружения и военной техники отечественного оборонно-промышленного комплекса, которые нельзя увидеть ни на одном другом выставочном мероприятии ни в России, ни за рубежом.
    Предстоящий салон не станет исключением.
    На статической стоянке и в режиме полета участники и гости салона смогут ознакомиться с образцами боевой техники из наличия Министерства обороны Российской Федерации. Это стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, тяжелые военно-транспортные самолеты семейства «Ан», целая линейка истребителей «Су» и «МиГ» различного назначения, перспективная многофункциональная вертолетная техника, в том числе вызывающий повышенный интерес у иностранных заказчиков, Ми-28Н, многоцелевой вертолет «Ансат», а также новейшие российские системы вооружения.
    Наряду с указанными образцами на салоне будут представлены самые современные и востребованные на мировом рынке оружия экспортно-ориентированные образцы боевой авиационной техники, такие как многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным и надводным целям днем и ночью в самых сложных метеоусловиях, истребитель бомбардировщик Су-32, корабельный истребитель Су-33, многофункциональные истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный), обладающие высокой боевой эффективностью, отличными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, высокими показателями надежности и безопасности.
    Боевая авиация составляет основную долю российского военного экспорта. В 2008 году Россия продала за рубеж оружия более чем на 8 млрд. долларов США, и 50,4 процента этих контрактов обеспечила авиатехника. Уверен, что предстоящий «МАКС» позволит укрепить наши позиции.
    Вообще необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса, когда реализация экспортных контрактов для всех участников мирового рынка вооружения является одним из относительно стабильных источников получения прибыли, позволяющих сохранять и развивать научно-технический и производственный потенциал, необходимость проведения активной маркетинговой политики становится особенно актуальной. На фоне многообразия сегодняшних предложений крайне важно заинтересовать и поддержать интерес потенциального покупателя. И хотя Россия по многим показателям остается в линейке лидеров мировых экспортеров оружия, необходимо предпринимать все более активные и эффективные меры для сохранения этого статуса, в том числе за счет укрепления и расширения международных кооперационных связей, позволяющих совершенствовать наше оружие и повышать его боевые характеристики.
    И в этом аспекте мы возлагаем большие надежды на предстоящий «МАКС».
    На ряду с интересной и насыщенной экспозицией боевой и военно-транспортной авиации в рамках салона будет представлен широкий ряд отечественной вертолетной техники, которая остается одним из наиболее востребованных «продуктов» на рынке оружия.
    Отечественная вертолетная техника с учетом ее технических и ценовых характеристик пользуется устойчивым спросом у наших иностранных партнеров (прошедший год стал рекордным для российского вертолетостроения - было продано 122 машины). Уверен, что и на
    «МАКС – 2009» этот раздел российской экспозиции не останется без внимания специалистов. Они смогут ознакомится с транспортно-боевым
    Ми-35М - единственным в мире боевым вертолетом, способным решать десантные, транспортные и санитарные задачи, боевым разведывательно-ударным вертолетом Ка-52, многоцелевым вертолетом К-160, тяжелым транспортным вертолетом Ми-26, прекрасно зарекомендовавшим себя при ликвидации последствий техногенных и природных катастроф, и другими образцами современной российской техники.

    Весьма интересным и насыщенным будет раздел, посвященный средствам и системам ПВО, которые впервые будут показаны на салоне.
    Прежде всего, это, конечно же, наш новейший зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф», способный поражать средства нападения, изготовленные с применением технологии «стелс», весьма востребованные в мире многоканальный зенитный ракетный комплекс малой дальности
    «Бук – М2Э», предназначенный для одновременного обстрела 24 целей, летящих с любых направлений на дальностях до 50 км и новейшая зенитная ракетная система средней дальности «Тор – М2Э», способная эффективно одновременно уничтожать как элементы высокоточного оружия типа «воздух - поверхность», так и средства воздушного нападения, с которых они были запущены. Для ознакомления потенциальных иностранных заказчиков с этой новой российской системой на полигоне Минобороны России в один из дней работы салона состоится показ ее боевых возможностей.

    Немало интересного гости салона смогут увидеть и на разделах выставочной экспозиции, где представлены достижения российского ОПК в области двигателестроения, создания средств авиационного поражения, ракетного вооружения, современных систем радиолокации и связи, без которых в настоящее время невозможно создание современных конкурентоспособных образцов вооружения и военной техники.

    2. Можно ли ожидать дальнейший рост экспорта продукции по линии ВТС в этом году. Какие страны являются основными импортерами российской продукции военного назначения?
    В ближайшие годы у российских спецэкспортеров наме­чаются хорошие перспективы. «Портфель заказов» на по­ставку за рубеж ПВН позволяет строить положительный прогноз. Однако последствия мирового финансового кри­зиса, связанного с общим падением спроса, не миновали и нашу страну. В этой связи в 2009 году объем экспорта пла­нируется на уровне прошедшего года.
    Россия имеет достаточно стабильный круг партнеров в об­ласти ВТС, в целом их число находится на уровне 60 стран.
    В географическом плане основной экспорт россий­ской ПВН приходился на Юго-Восточную и Центральную Азию, страны Африки и Ближнего Востока.
    Исторически наиболее стабильным внешнеторговым парт­нером России остается Индия. В 2008 году на нее пришелся наибольший объем поставок ПВН (25 процентов). Другими крупными импортерами российского воо­ружения и военной техники являются Алжир (17 процентов), Китай (16 процентов) и Венесуэла (14 процентов).

    3. Представители ФСВТС России неоднократно заявляли о возможности участия таких стран, как Бразилия, Индия в создании истребителя пятого поколения? Ведутся ли сейчас такие переговоры?
    Россия совместно с Индией активно сотрудничает в области создания истребителя пятого поколения. В настоящее время проходят переговоры по согласованию тактико-технического задания на перспективный многофункциональный истребитель.
    Также Бразильская Сторона проявляет заинтересованность в совместной разработке истребителя 5-го поколения. Переговоры по данному вопросу проводятся.

    4. Продолжает ли Россия участвовать в индийском тендере на закупку 126 истребителей для своих национальных ВВС? Как Вы оцениваете шансы на победу в нем?
    Официальные результаты тендера на поставку в Республику Индию и организацию лицензионного производства 126 средних истребителей будут известны согласно условиям не ранее середины 2010 года.
    На данный момент все заявленные фирмы принимают активное участие в тендере и, по мнению многих экспертов, российский самолет находится в его фаворитах.

    5. Каковы перспективы ВТС с Венесуэлой?
    Сотрудничество с Венесуэлой имеет устойчивую позитивную динамику развития. В течение последних лет выполнено несколько крупных контрактов на поставку российской продукции военного назначения. Проводится работа по исполнению подписанных контрактов, а также по ряду перспективных двусторонних проектов в сфере ВТС. Венесуэльская Сторона неоднократно выражала удовлетворение ходом развития сотрудничества в сфере ВТС и заинтересованность в его дальнейшем укреплении.

    6. Можно ли ожидать заключение контрактов по линии ВТС с Ливией? Известно, что в 2006 году велись переговоры о модернизации танков Т-72, возможности закупки 48 танков Т-90, приобретении систем и комплексов ПВО, модернизации «Печоры», закупки корветов. Всего на 2 млрд. долларов.
    Мы ведем работу на ливийском направлении и определенные успехи уже есть. За последний год подписан ряд контрактов с этой страной, в том числе и на модернизацию танков Т-72. В настоящее время продолжаются переговоры по широкому спектру военной номенклатуры, но думаю, что в детали вдаваться не стоит, чтобы не облегчать работу нашим конкурентам.

    7. В июле газета «Коммерсант» опубликовала статью, в
    которой говорится о переговорах между РФ и Саудовской Аравией на закупку системы ПВО С-400. Соответствуют ли действительности эти сообщения?

    В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встречах лидеров двух стран, ведется работа над развитием военно-технического сотрудничества с этим королевством. Конкуренция на этом рынке очень высока, а мы на нем новые игроки, поэтому подробности наших переговоров я опущу. Могу только сказать, что российское оружие может занять достойное место в саудовском арсенале.

    8. Удалось ли РФ и Индии договориться о цене работ на
    «Севмаше» по модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»)?

    На данный момент активно ведется переговорный процесс и Стороны близки к установке окончательного потолка цен на работы по модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

    9. Каковы основные направления ВТС:
    «а» - с арабскими странами (Алжир, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Ирак и др.)
    «б» -с Турцией, Афганистаном, Ираном
    Основными направлениями ВТС как с арабскими странами, так и с Ираном я бы назвал осуществление поставок современных оборонительных вооружений, проведение ремонта и модернизации ранее поставленных образцов военной техники, оказание содействия в создании систем логистической поддержки экспортируемого вооружения, подготовку военных специалистов. Хочу подчеркнуть, что наши предложения носят сугубо оборонительный характер и не направлены на дестабилизацию обстановки в регионе.
    На данный момент ВТС с Афганистаном активно развивается по линии борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
    «в» - со странами Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия)
    Со странами региона ведется работа по различным направлениям военно-технического сотрудничества с учетом конкретных потребностей заказчика и особенностей страны. Наибольший интерес партнеры проявляют к российской авиационной технике, заслуженно признанной одной из лучших в мире по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам, средствам противовоздушной обороны, военно-морской технике. С этими государствами созданы и успешно функционируют межправительственные рабочие органы в области военно-технического сотрудничества, которые определяют и регулируют деятельность в данной сфере.

    10. Какие из них являются приоритетными на сегодняшний день?
    Мы имеем хорошие ровные дружественные отношения и со странами арабского мира и с Ираном. Нам одинаково дорого взаимодействие со всеми из них и мы не будем развивать сотрудничество с каким-либо государством за счет его сокращения с другим.
    Что касается Юго-Восточной Азии, достаточно сложно выделить приоритетные направления на сегодняшний день. Это, повторюсь, связано с конкретными интересами и задачами, которые ставит перед собой заказчик. В настоящее время по-прежнему пользуются спросом боевые самолеты, прежде всего марки «Су», средства ПВО, морское вооружение, апробируются различные формы послепродажного обслуживания, а также изучаются возможности применения новых форм в других секторах сотрудничества.

    11. Какие страны из указанных выше являются крупнейшими заказчиками систем вооружений российского производства и к каким видам вооружений они проявляют наибольший интерес?
    Практически все страны региона проявляют серьезный интерес к продукции российского ОПК и портфель заказов достаточно велик. Мы не делим заказчиков на больших и малых, каждый из них представляет для нас интерес.

    12. Каковы перспективы дальнейшего ВТС с этими странами?
    Мы считаем, что перспективы есть и значительные. Надеюсь, что партнеры разделяют наше мнение. Подробнее обозначать эти перспективы я не буду, дабы не давать пищу для размышлений и анализа нашим конкурентам.
    Мы оцениваем перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества в области ВТС как вполне благоприятные, каких-либо оснований для ограничения взаимодействия не видим.

    13. Какие компании будут представлять РФ на Международном
    авиационно-космическом салоне «МАКС-2009»? Будут ли среди участников и/или гостей указанные страны?

    Международный авиационно-космический салон «МАКС» - один из самых масштабных и представительных авиакосмических форумов в мире, по количеству участников не уступающий таким крупнейшим авиасалонам как «АЭРО ИНДИЯ», «ФАРНБОРО ИНТЕРНЕШНЛ», «ПАРИЖ АЭРО ШОУ» и «ДУБАЙ АЭРОШОУ». В этом году, несмотря на кризис, который существенно отразился на экономическом положении всех участников рынка авиастроения и космической отрасли, участниками салона станут 463 российские и 221 зарубежная компания из 30 государств мира. Среди наших участников такие авиастроительные компании с мировым именем, как ОАО «Компания «Сухой», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «Ил», ОАО «ОПК «Оборонпром», ведущий российский производитель зенитных ракетных систем ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», крупнейшие разработчики и производители высокоточного оружия ОАО ВПК «НПО машиностроения», ГУП «КБП» и ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», авиационных средств поражения ФГУП «ГНПП «Базальт», средств РЭБ ФГУП «ПО «Квант», создатели современных систем бортового оборудования ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»,
    ФГУП «УОМЗ». Традиционно весьма внушительной будет экспозиция организаций ракетно-космической отрасли, сформированная под эгидой Федерального космического агентства. В ее составе – ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ФГУП «НПП ВНИИЭМ», ФГУП «НПЦАП им. академика Н.А.Пилюгина», ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина», ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева» и другие.

    Вообще надо отметить, что участие в «МАКСе» стало престижным. Подтверждением этому служит тот факт, что, повторюсь, несмотря на кризис, по прошествии всего 2 месяцев с проведения Международного авиационно-космического салона «ПАРИЖ АЭРОШОУ – 2009», где приняли участие все ведущие мировые авиастроительные и ракетно-космические корпорации, многие из них посчитали необходимым принять участие и в московском авиасалоне. Это - 221 зарубежная компания.
    Среди крупнейших из них - Европейская корпорация «EADS», Европейское космическое агентство, французские компании «Аэрбас», «Сафран», «Сажем», «Снекма», «Талес», «Турбомека», американские компании «Боинг» и «Пратт и Уитни», китайская корпорация «АВИК», итальянская «Аления Аэронаутика», «Бае Системс» - Великобритания, индийские корпорации «ХАЛ», «Брамос» и многие другие.
    Бельгия, Белоруссия, Канада, Китай, Чехия, Франция, Германия, Украина, США сформируют на салоне свои национальные экспозиции.
    Что касается участия в салоне Турции, Ирана, арабских стран и стран Юго-Восточной Азии, то надо сказать, что их участие на салоне не будет масштабным.
    И это вполне объяснимо. Эти страны ориентированы в первую очередь на закупку иностранного оружия, а не на продажу своего.
    При этом для изучения наших экспортных предложений и проведения переговоров на салон прибудут официальные делегации военных и дипломатических ведомств весьма высокого уровня практически всех этих государств.

    14. Ожидается ли заключение каких-либо соглашений с указанными выше странами в течение времени проведения «МАКСа-2009»?
    В ходе «МАКСа-2009» подписание указанных документов не планируется. Надеемся, что таких контрактов будет больше после «МАКСа».

    15. Сколько зарубежных делегаций заявили о желании приехать на московский авиасалон МАКС-2009. Спланированы ли у ФСВТС России и Рособоронэкспорта с ними встречи и переговоры?
    Всего по линии военно-технического сотрудничества мы ожидаем прибытия на салон более 160 делегаций военных и дипломатических ведомств, а также промышленных компаний из 108 стран. Повторюсь, все эти делегации весьма высокого уровня. Планируется прибытие Президента Республики Уганда, министров обороны из 16 государств, а также делегаций, возглавляемых заместителями министров обороны, начальниками генеральных штабов, главнокомандующими ВВС и ПВО и их заместителями. Большинство делегаций дипломатических ведомств возглавят Чрезвычайные и Полномочные послы и военные атташе иностранных государств.
    Эти данные подтверждают высокий интерес к российской военной продукции, причем не только традиционных партнеров из Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Южной Африки, но и европейцев, с которыми Россия активно обменивается опытом.
    С большинством из этих делегаций ФСВТС России и субъектами ВТС намечено проведение рабочих встреч и переговоров по целому ряду вопросов, касающихся выполнения текущих контрактов, а также перспектив развития нашего сотрудничества в военно-технической сфере.
    Уверен, что эта работа принесет хорошие результаты и позволит укрепить и расширить политические и экономические позиции России в различных регионах мира.

    16. Будут ли для зарубежных делегаций организованы какие-то целевые презентации и показы российской авиационной техники и средств ПВО с выездом на полигон.
    Безусловно, в ходе работы салона его участниками будет проведен целый ряд презентаций своей продукции для иностранных заказчиков, а также организован широкомасштабный показ военной и гражданской авиационной техники в ходе летной программы.
    Всего для участия в «МАКС – 2009» заявлено 116 российских летательных аппаратов, из них будет продемонстрировано 79 самолетов различного назначения, в том числе 27 будет принимать участие в летной программе салона, 28 единиц вертолетной техники, 5 из них с демонстрацией в действии, а также целый ряд образцов малой авиации.
    Впервые в Российской Федерации будет осуществлен показ новейшего российского регионального самолета Super Jet 100.
    Наряду с этим в один из дней работы салона на полигоне Минобороны России состоится демонстрация боевых возможностей новейшей российской зенитной ракетной системы «Тор – М2Э» для руководства и представителей командования ПВО 12 стран – потенциальных заказчиков этого вида вооружений.

    17. Ожидается ли подписание на авиасалоне МАКС-2009 контрактов по поставкам за рубеж авиационной техники?
    Не ожидается (не планировали совмещать проработку контрактов даже с таким значительным форумом, как МАКС-2009).
    Информация о контрактах на поставку ПВН российского производства, которые планируется подписать в ходе авиасалона МАКС-2009, отсутствует.

    18. Какова сегодня доля авиационной техники в общем объеме российского оружейного экспорта? Каковы здесь тенденции, будет ли она увеличиваться в будущем?
    На сегодняшний день доля авиационной техники в общем объеме российского оружейного экспорта превышает 45 процентов. Увеличение ее в будущем пока не прогнозируется.

    19. Планирует ли ФСВТС России на авиасалоне МАКС-2009 обсудить с зарубежными партерами выполнение ранее заключенных контрактов?
    В ходе авиасалона планируется обсудить ранее подписанные контракты в авиационной области с делегациями Французской Республики (испытания экспериментального летательного аппарата в условиях высокоскоростного полета в рамках французской программы ЛЭА), Чешской Республики (контракты на модернизацию вертолетов типа «Ми»), Республики Колумбии (контракты на ремонт вертолетов российского производства), Федеративной Республики Бразилии (контракт на поставку вертолетов российского производства), Республики Перу (контракт на ремонт самолетов российского производства и поставка вспомогательного оборудования к ним).

    20. Насколько эффективным является сегодня московский авиасалон в сравнении с тем же Ле Бурже или Фарнборо? Какие на Ваш взгляд сильные стороны у МАКСа с точки зрения продвижения за рубеж российской авиационной техники?
    Салоны в Ле Бурже и Фарнборо ориентированы прежде всего на продвижение разработок европейских и американских компаний. Вместе с тем участие в этих салонах, имеющих почти 100-летнюю историю и традиционно собирающих на своих площадках компании из всех ведущих авиакосмических держав мира, весьма престижно. При этом, участвуя в них, мы рассчитываем не столько на заключение каких-либо контрактов, а в первую очередь позиционируем себя как одного из ведущих участников и лидеров авиакосмической отрасли и, конечно, стремимся укрепить и развить кооперационные связи с нашими партнерами, и прежде всего европейскими, как в области создания новых совместных проектов, так при модернизации нашей техники.
    Ярким примером такой кооперации является впервые продемонстрированный в июне этого года на авиасалоне в Ле Бурже ближнемагистральный самолет «Sukhoi Superjet 100» разработки компании ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», в создании которого участвует более 30 крупнейших зарубежных авиакосмических компаний - поставщиков систем и комплектующих.
    По мнению экспертов, с созданием этого лайнера Россия возвращается на мировой рынок самолетов гражданской авиации и может занять к 2025 году 10 – 12 процентов этого рынка, вместо существующего в настоящее время 1 процента.
    Не на один миллиард долларов Россией были заключены контракты на прошедшем салоне и по линии международного сотрудничества в ракетно-космической области.
    Так что, конечно, участвовать в европейских салонах надо обязательно.
    В то же время важность для России авиасалона «МАКС» трудно переоценить. Для продвижения отечественной авиатехники, вооружения, систем ПВО эта площадка является оптимальной. Именно здесь мы имеем возможность показать практически весь спектр наших экспортных предложений в этой области. Причем с демонстрацией летных и технических характеристик. А это всегда более убедительно.
    Так, на предстоящем «МАКС - 2009» в виде натурных образцов будут продемонстрированы 23 боевых самолета, 10 единиц вертолетной техники различного назначения, 14 систем ПВО и многое другое, всего 470 натурных образцов. Такое количество техники мы больше нигде не можем по казать. Это одно из основных преимуществ наших выставок. Кроме этого, важным является тот факт, что на наш салон целенаправлено приезжают заказчики со всего мира, чтобы ознакомиться именно с российскими экспортными предложениями, что дает нам возможность более эффективно осуществлять маркетинговую политику.
    Говоря об эффективности «МАКСа», надо не забывать и о том, что проведение каждого салона сопровождает насыщенная деловая программа, позволяющая специалистам, представителям научных и деловых кругов обозначить наиболее остро стоящие в области авиастроения и космонавтики вопросы, вырабатывать пути их решения и концептуальные подходы к развитию отечественной авиакосмической отрасли.
    И конечно, немаловажен такой аспект, как военно-патриотическое воспитание молодежи.
    Так что, безусловно, Международный авиационно-космический салон «МАКС» - это важнейшее мероприятие для России.

    Дата публикации: 24.08.2009

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.