• Календарь публикаций:


  • Интервью директора ФСВТС России А.В.Фомина агентству ИТАР-ТАСС


    Александр ФОМИН: планируем выйти на рынки стран, ранее закупавших вооружения в США и Европе.



    В последние годы Россия подписала с иностранными партнерами целый ряд крупных контрактов в сфере поставок продукции военного назначения. О том, удастся ли в ближайшей перспективе сохранить взятые темпы, как повлияют на уровень военно-технического сотрудничества России с иностранными партнерами санкции, введенные в отношении нашей страны США и странами Евросоюза в связи с ситуацией на Украине, а также о планах выхода на новые зарубежные рынки продукции военного назначения ИТАР-ТАСС рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин.

    - Каков на сегодня объем российского портфеля экспортных заказов продукции военного назначения (ПВН)?
    - В результате подписания новых долгосрочных контрактов российский портфель экспортных заказов на сегодня превысил $49 млрд, увеличившись за десять лет более чем в три раза.

    - На какую сумму по состоянию на сегодняшний день Россия поставила ПВН зарубежным партнерам в текущем году?
    - Экспорт российской ПВН за четыре месяца текущего года в целом соответствует плановому заданию на этот период.

    - С чем связано более чем двукратное сокращение экспорта ПВН в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года? В какие сроки и за счет чего ситуация может выправиться?
    - При сравнении показателей экспорта за первый квартал текущего года и за аналогичный период 2013 года нельзя говорить именно о сокращении экспорта российской ПВН. Динамика экспорта в течение каждого конкретного года зависит от многих факторов, таких как, например, дата вступления в силу контрактного документа, дата перечисления аванса, дата открытия аккредитива, длительность производства продукции и производственный график предприятия, готовность иностранного заказчика принять готовую продукцию и т. д.
    Анализ динамики экспортных поставок за прошлые годы показывает, что их объем в первом квартале 2014 года не выходит за границы усредненного значения этой величины. В то же время показатель выполнения объема экспорта за аналогичный период 2013 года имел нехарактерно высокое значение в связи с крупной поставкой законтрактованного имущества.

    - Станет ли, на ваш взгляд, годовой объем поставленной зарубежным партнерам ПВН в $15,7 млрд за 2013 год предельным показателем на ближайшую перспективу с учетом внешнеполитического фактора?
    - Внешнеторговая деятельность в отношении ПВН в 2013 году осуществлялась на фоне нестабильной военно-политической ситуации в ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки, сложной экономической ситуации в мире при сохраняющейся активности основных конкурентов российских экспортеров ПВН, прежде всего США, Германии, Франции, а также других крупных мировых экспортеров вооружения.
    Несмотря на данные обстоятельства, тенденция к расширению ВТС Российской Федерации с иностранными государствами сохраняется.
    Действительно, в прошлом году экспорт российских товаров и услуг по линии ВТС превысил $15,7 млрд.
    Несомненно, мы учитываем в своей работе складывающуюся внешнеполитическую ситуацию, однако определяющими факторами в ориентировании на годовой объем поставленной ПВН для нас являются имеющиеся контрактные обязательства, проекты контрактов и ожидаемые результаты проработки поступивших обращений иностранных заказчиков.
    Исходя из этого, объем экспорта на ближайшую перспективу прогнозируется стабильным.

    - Какие контракты на поставку ПВН и соглашения ВТС, заключенные в текущем году можно назвать наиболее удачными?
    - Безусловно, это соглашение о развитии военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения и договор о военно-техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

    - Какая продукция военного назначения пользуется сегодня наибольшим спросом у наших зарубежных партнеров? Как, по вашему мнению, может измениться в ближайшей перспективе география поставок российской ПВН? Какие страны могут стать новыми партнерами России по ВТС?
    - Наибольшим спросом у наших зарубежных партнеров традиционно пользуется российская авиационная техника (самолеты Су-30, МиГ-29, Як-130). Доля ее в общем объеме экспорта составляет более 40%. Весомую часть занимают поставки техники ПВО. При этом на долю России приходится около трети мировых поставок средств ПВО, что, в свою очередь, составляет до 20% от общего объема экспорта российской ПВН. По своим характеристикам российские образцы техники ПВО не уступают аналогичным системам, производимым зарубежными странами, а по некоторым параметрам и превышают их.
    Далее следуют военно-морская техника (ПЛ проекта 636, сторожевые корабли «Гепард», ракетные и патрульные катера различных классов) и техника сухопутных войск (зенитные ракетные системы, противотанковые ракетные комплексы, бронетанковая и легкобронированная техника, средства ближнего боя, стрелковое вооружение).
    В Европейском регионе наибольшим спросом пользуются ремонт и модернизация, в том числе под стандарты НАТО, ранее поставленной техники российского (советского) производства, а также поставка запасных частей.

    В регионе Африки южнее Сахары наиболее востребованы вертолетная и бронетанковая техника и боеприпасы к ней, средства ПВО, стрелковое вооружение.
    На латиноамериканском рынке вооружений устойчивым спросом пользуются авиационная, вертолетная, бронетанковая техника российского производства, а также средства ПВО. В последние годы латиноамериканские заказчики проявляют интерес и к военно-морской технике - прежде всего, патрульным и десантным катерам, подводным лодкам. Российскими предприятиями проводится работа по выходу на новые рынки стран, ранее ориентированных на закупку вооружения и военной техники в США и государствах Европы.
    Россия последовательно развивает ВТС не только со своими традиционными партнерами, но и расширяет свое присутствие в мире за счет выхода на новые рынки вооружений. Это важно для сохранения нашего оборонного потенциала.

    - В какую сумму оценивался ежегодный объем ВТС с Украиной до 2014 года и как, по вашим данным, этот показатель может измениться по итогам текущего года?
    - Ежегодный объем собственно ВТС с Украиной в последнее время незначительный и не превышает $10 млн.
    Исходя из складывающейся на Украине ситуации, мы не исключаем возможности его снижения. В то же время между нашими странами существует достаточно широкая межзаводская промышленная кооперация.

    - Какие экспортные контракты по линии ВТС могут пострадать из-за ситуации на Украине? В каком объеме и как быстро российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) способен компенсировать этот ущерб, какие из крымских предприятий ОПК могли бы подключиться к этой работе?
    - Мы не исключаем, что из-за ситуации на Украине может пострадать ряд наших экспортных контрактов. Вместе с тем в течение полутора-двух лет российский ОПК способен полностью компенсировать этот ущерб. Однако хотелось бы подчеркнуть, что выполнение данных контрактных обязательств жизненно важно для украинских предприятий. Отказ от кооперации с российской стороной приведет их к неминуемому закрытию.
    Что касается крымских предприятий, то они активно вливаются в систему российского ОПК. В настоящее время ведется работа по размещению на них оборонных заказов.
    Введение санкций против России из-за ситуации на Украине может сказаться на производстве части авиационной, вертолетной, военно-морской техники, а также отдельных видов авиационных средств поражения.

    - С какими государствами в ближайшее время предполагается создать совместные предприятии по ремонту и сервисному обслуживанию вооружения и военной техники (ВВТ) советского / российского производства? Для кого из наших партнеров будем ремонтировать и обслуживать ВВТ на территории России?
    - В первую очередь это относится к развитию нашего сотрудничества с государствами - членами Организации договора о коллективной безопасности.
    Комплекс мер по формированию системы послепродажного обслуживания поставляемой ПВН реализуется не только путем организации совместных предприятий по ремонту и обслуживанию российских ВВТ, но и созданием на территории иностранных заказчиков соответствующих сервисных технических центров. В октябре 2012 года на авиабазе Гонг-Кедак введен в эксплуатацию сервисный технический центр по обслуживанию и ремонту самолетов Су-30МКМ королевских ВВС Малайзии. Прорабатывается возможность организации аналогичных центров для вертолетной и бронетанковой техники в Республике Индонезии с привлечением предприятий индонезийского ОПК, а также для подводных лодок и надводных кораблей, авиатехники марки «Су» в Социалистической Республике Вьетнам.

    - Когда планируется завершить поставки вертолетов для армии Афганистана в рамках контракта с США на 30 Ми-17В-5?

    - Контракт планируется завершить до 31 октября 2014 года. На сегодняшний день поставлено 12 машин.

    - Не так давно в СМИ появились сообщения, что иракские военные решили расторгнуть контракт с Россией на поставку 48 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» и 36 боевых вертолетов Ми-28НЭ общей суммой $ 4 млрд. В какой стадии сейчас работа по этому соглашению и как вы оцениваете шансы на его успешное завершение?
    - Эта информация не соответствует действительности. С иностранным заказчиком ведется плановая работа. Однако информация по контрактам как действующим, так и заключаемым является коммерческой тайной, и обсуждать ее некорректно.

    - В каких тендерах на поставку ПВН в ближайшей перспективе планирует участвовать российская сторона?
    - Намерены участвовать в ряде тендеров на поставку в страны Азиатско-Тихоокеанского региона многофункциональных истребителей, средств ПВО и вертолетной техники, подводных лодок.

    - В какие страны планируются поставки Як-130 в ближайшей перспективе?
    - До 2016 года Народной Республике Бангладеш в рамках предоставленного Российской Федерацией государственного кредита будет поставлено 16 УБС Як-130.
    Ведутся работы по продвижению самолетов данного типа в Монголию, Вьетнам и другие страны.
    ОАО "Рособоронэкспорт" совместно с ОАО "Корпорация "Иркут" проводится последовательная работа по продвижению в латиноамериканские государства УБС Як-130. Несмотря на то что иностранные партнеры подтверждают заинтересованность в закупке данного самолета, конкретные контрактные договоренности пока не достигнуты.

    Беседовал Игорь Андреев
    (ИТАР-ТАСС)

    Дата публикации: 26.05.2014

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.