• Календарь публикаций:


  • Опубликовано: 24.09.2013, «Интерфакс-АВН»
    http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=200

    Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Константин Бирюлин: «Боевая машина поддержки танков «Терминатор-2» обладает высоким экспортным потенциалом»


    С 25 по 28 сентября в Нижнетагильском государственном демонстрационно-выставочном центре вооружения и военной техники ФКП "Нижнетагильского института испытания металлов" (ФПК "НТИИМ") пройдет Международная выставка вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013. Об экспортном потенциале российской военной техники, представленной на выставке, "Интерфаксу-АВН" рассказал заместитель директора ФСВТС России Константин БИРЮЛИН.

    - Константин Николаевич, на демонстрации каких экспортоориентированных образцов вооружений на нижнетагильской выставке сделан особый акцент? С кем из зарубежных заказчиков были проведены переговоры? Были ли подписаны в ходе выставки какие-то контрактные документы?

    - Прежде всего, надо отметить, что Нижнетагильская выставка вооружения уже имеет свой имидж в мире и постоянно развивается. Для обеспечения возможности ее дальнейшего развития в этом году по решению ее организатора - Минпромторга России определен новый устроитель выставки. Это ОАО «НПК «Ураловагонзавод», которое является базовой, системообразующей структурой, осуществляющей разработку и производство бронетанковой техники и имеет большой опыт в организации ее показов в интересах инозаказчиков.

    Особое внимание уделено совершенствованию формата демонстрационной программы. Впервые в ходе показа будут продемонстрированы технические и боевые возможности не отдельных образцов техники, как это было ранее, а возможности и преимущества взаимодействия различных родов войск. В эпизодах будут одновременно задействованы бронетанковая и инженерная техника, беспилотные летательные аппараты, самоходные артиллерийские установки, бронированная техника пехоты, авиация, современные огнеметные системы, подразделения спецназа.

    Вся техника, которая будет представлена на выставке, как в ходе показа, так и на статических площадках экспортоориентирована и демонстрируется для содействия ее продвижению на мировой оружейный рынок.

    И конечно, наши иностранные партнеры смогут ознакомится с самыми современными и перспективными разработками отечественного оборонно-промышленного комплекса.

    Для этого ФСВТС России издано распоряжение (от 20 сентября 2013 года № 144-од) о разрешении экспонирования и демонстрации в действии на выставке 97 образцов вооружения и военной техники, не включенных в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.

    Одной из наиболее интересных новинок, представленных посетителям выставки станет новая разработка ОАО «НПК «Уралвагонзавод» - боевая машина огневой поддержки танков БМПТ-72, разработанная на базе танка Т-72. Главным преимуществом БМПТ-72 является то, что она дает возможность большому количеству стран мира, на вооружении которых уже стоит танк Т-72, сделать его более мощным, мобильным и высокозащищенным, не приобретая новых дорогостоящих машин.

    В рамках деловой программы ФСВТС России и субъектами военно-технического сотрудничества планируется проведение переговоров и встреч, в ходе которых будут обсуждены состояние и перспективы развития военно-технического сотрудничества с нашими традиционными и перспективными иностранными партнерами в этой сфере.

    Что касается итогов этих переговоров, то давайте дождемся завершения работы выставки, проанализируем всю связанную с этим информацию, в том числе те документы, которые были подписаны в ее ходе.

    - Какова сегодня доля вооружения для Сухопутных войск в общем объеме российского оружейного экспорта? Какие образцы сухопутного вооружения являются наиболее востребованными на мировом рынке?

    - На протяжении нескольких последних лет доля техники сухопутных войск в общем объеме экспорта продукции военного назначения (ПВН) превышает 20 процентов. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Наиболее востребованными образцами такой техники являются танк Т-90С, боевая машина пехоты БМП-3, стрелковое вооружение, включая гранатометы и ПТРК.

    - Как вы оцениваете экспортные перспективы представленных на нижнетагильской выставке танков Т-90С, боевой машины поддержки танков "Терминатор-2", ЗРПК "Панцирь", БМП-3, систем ПВО?

    - Бронетанковая техника традиционно была сильным местом российского оборонного экспорта. Так, в период до 2010 года за благодаря поставкам Т-90С Россия являлась крупнейшим экспортёром основных боевых танков в мире. Танк по-прежнему пользуется спросом у инозаказчиков: в Индии одобрен контракт на поставку крупной партии Т-90С. Вместе с тем в настоящее время наблюдается негативная тенденция по объёму заказов на Т-90С в связи с отставанием России по внедрению передовых технических решений не только от традиционных стран – производителей танков (Германия и США), но и от менее развитых поставщиков бронетехники (Китай, Украина, Южная Корея).

    Для сохранения позиций России на международном рынке бронетехники необходимо продвигать глубоко модернизированную версию танка (известную под индексом Т-90СМ) разработки ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

    В новой версии танк оснащён цифровой автоматизированной системой управления огнём с функциями независимого для наводчика и командира захвата и автоматического сопровождения целей, современными приборами наблюдения и прицеливания, динамической защитой «Реликт», мощной силовой установкой (1130 л.с.), усовершенствованной пушкой под боеприпасы повышенного могущества. Т-90СМ существенно превосходит предыдущую версию по своим боевым возможностям. То же можно сказать и о БМП-3, возможности по модернизации которой ещё далеко не исчерпаны.

    Боевая машина поддержки танков «Терминатор 2» представляет собой концептуально новый вид вооружения сухопутных войск, и её роль и место на современном поле боя ещё предстоит определить в ходе испытаний и войсковой эксплуатации. Однако уже сейчас многие инозаказчики проявляют интерес к этому образцу, и мы верим, что он займёт своё достойное место в перечне перспективных экспортных поставок.

    Что касается техники ПВО, то, по нашему мнению, ЗРПК «Панцирь-С1» на сегодня представляет собой инновационный образец продукции военного назначения, возможности которого ещё до конца не раскрыты. Комплексы «Панцирь-С1» востребованы на мировом рынке и обладают большим модернизационным потенциалом, позволяющим ему сохранять высокую конкурентоспособность, по меньшей мере до 2020 года. Хорошие перспективы для дальнейшей модернизации и поставки на экспорт имеют также и средства ПВО средней и большой дальности типа С-300 (в версии С-300ПМУ) и С-400.

    - Когда могут начаться поставки за рубеж новейшего российского танка "Армата", который впервые показан на нижнетагильской выставке, и то только в закрытой части экспозиции?

    - Вопрос о поставках танка «Армата» пока преждевременный, так как работы по его созданию еще не завершены.

    - Накануне выставки индийские СМИ сообщили, что власти Индии одобрили заключение нового контракта на лицензионное производство еще 235 танков Т-90С. Когда этот контракт будет подписан?

    - В 2001 – 2007 годах с индийской стороной был подписан ряд контрактных документов, предусматривающих лицензионное производство в Индии танков Т-90С в течение 15 лет, передачу лицензионно-технической документации и оборудования для организации производства, а также поставку танков в готовом виде и в крупных и мелких сборках. Российской стороной контрактные обязательства по передаче лицензионно-технической документации, оборудования, поставке танков в готовом виде, крупных и мелких сборках выполнены в полном объеме в согласованные сроки.

    В настоящее время на заводе в г. Авади осуществляется производство танков с использованием индийских и российских комплектующих изделий. Все контрактные обязательства по поставке комплектующих изделий российская сторона выполняет в срок.

    Необходимо отметить, что по сумме произведенных танков, индийская сторона не достигла определенного количества машин. В настоящий момент прорабатывается вопрос о продлении срока действия лицензии. Что касается контракта на лицензионное производство еще 235 танков Т-90С, то российская сторона на данный момент не получила официального обращения индийской стороны по данному вопросу. В случае поступления соответствующей просьбы индийских партнеров она будет рассмотрена в установленном порядке.

    - На какой стадии находится реализация контракта на строительство в Венесуэле двух заводов по производству автоматов Калашникова и боеприпасов к ним?

    - Реализация контрактов на организацию на территории Венесуэлы производства автоматов Калашникова продолжается. Российские предприятия, задействованные в исполнении этих контрактов, продолжают производство и поставку в Венесуэлу необходимого технологического оборудования. Делегации российских специалистов регулярно посещают страну для наблюдения и контроля за ходом строительства заводов.

    - Начался ли выпуск в Иордании гранатометов "Хашим"?

    - В данный момент на построенном в Иордании заводе осуществляется полный цикл по производству гранатометов «Хашим».

    - В каких международных тендерах на поставку систем сухопутного вооружения сегодня участвует Россия?

    - Среди конкурсов объявленных иностранными государствами по тематике сухопутных войск в 2013 году, Российская Федерация участвует более чем в 70 тендерах на поставку продукции военного назначения.

    Основные тендеры приходятся на нашего стратегического партнера – Индию (более 60 конкурсов). Их тематика разнообразна. В основном они касаются поставок имущества и запасных частей к бронетанковой технике, боеприпасов различного калибра, противотанковых ракетных комплексов.

    Среди крупных тендеров можно отметить участие России в тендере Турции на поставку систем ПВО, где нами предлагается ЗРС «Антей–2500».

    Кроме того, Россия участвует в тендерах Алжира на строительство цеха по утилизации боеприпасов различного калибра и поставки ЗИП для БМП-1, а в тендерах Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка – на поставку ЗИП для БМП-2.

    В конкурсах, объявленных Народной Республикой Бангладеш, мы принимаем участие в тендерах на поставку гранатометов АГС-30 и гранат к ним, а в тендерах, объявленных Малайзией – на поставку ЗИП к переносным ракетным комплексам «Игла».

    Хорошие перспективы имеются у России в конкурсе Республики Перу на поставку бронетанковой техники. Только Россия уже смогла предложить свой танк Т-90 на проведения испытаний на территории организатора тендера.

    - Какие меры предпринимаются для того, чтобы поставляемое на экспорт оружие не оказалось в конечном итоге в так называемых проблемных странах, поддерживающих терроризм?

    - Сначала давайте сразу определимся с термином «проблемные страны, поддерживающие терроризм». У нас в понятийном аппарате российского законодательства в сфере военно-технического сотрудничества такой термин отсутствует. При поставках за рубеж оружия мы строго придерживаемся международных норм и правил. Мы исходим из того, что только Организация Объединенных Наций (СБ ООН), основываясь на объективных фактах, может обвинить какую либо страну в пособничестве террористам. При этом только через соответствующие резолюции СБ ООН можно применить к такой стране санкции, в том числе запрет на передачу ей оружия.

    Имплементация таких санкций в национальной правовой системе Российской Федерации осуществляется путем принятия соответствующих решений президента Российской Федерации (указы). Эти указы подлежат обязательному исполнению российскими экспортерами. В них предусматриваются все необходимые (конкретные) меры.

    Вопросы качественной и количественной оценки на предмет отнесения какой-либо страны к «проблемной» можно обсуждать только в рамках ООН. В такой чувствительной сфере, на мой взгляд, нельзя пользоваться односторонним, субъективным мнением одной страны или группы стран.

    Теперь остановимся на мерах, которые применяются в нашей повседневной работе.

    Во-первых, поставки российского оружия осуществляются только государственным структурам независимо от страны. Это является характерной чертой российской системы ВТС. И это же отличает ее от систем некоторых западных стран.

    Перед началом поставки иностранный партнер предоставляет российской стороне сертификат конечного пользователя (далее – СКП), в котором дает государственные гарантии, что полученное российское вооружение и военная техника будет использоваться только в заявленных целях и не будет реэкспортироваться, передаваться третьим странам (сторонам) без письменного согласия Российской Федерации.

    При этом иностранный партнер кроме СКП предоставляет документы на фирму, которая непосредственно заключает внешнеторговый контракт. В документе уполномоченный орган иностранного государства подтверждает, что данная фирма имеет полномочия на сделку.

    Эти документы в соответствии с российским законодательством подлежат консульской легализации.

    Во-вторых, Российская Федерация в своей практике использует такой инструмент, как контроль выполнения обязательств уполномоченных органов иностранных государств по целевому использованию оружия, поставленного Россией, вплоть до выезда с проверкой на территорию этого государства. И эта мера является очень действенной по отношению к нашим иностранным партнерам.

    В-третьих, при принятии решений о поставках оружия в любую страну каждая сделка согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. И это обеспечивает баланс государственных интересов, в том числе по рассматриваемому вопросу.

    - Что делается для улучшения послепродажного обслуживания поставленной за рубеж боевой техники? Насколько было оправданным предоставление ряду предприятий права самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части поставки запчастей? На какие показатели эти предприятия выйдут по итогам 2013 года?

    - В последние несколько лет принят ряд нормативных и технических мер, направленных на повышение качества послепродажного обслуживания (далее – ППО) поставленной на экспорт продукции военного назначения.

    Так, в результате разработки и принятия Указа президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. О внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества были существенно расширены права субъектов ВТС в части «...осуществления поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий,.. и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной ПВН,.. участия в создании совместных с иностранными заказчиками предприятий,.. занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом и... утилизацией ПВН, создания и дооборудования на территории иностранных государств объектов, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание поставленной ПВН...».

    Эта мера позволяет существенно сократить время реализации обращений инозаказчиков на проведение ремонта переданной им ПВН и замены выработавших ресурс узлов и агрегатов, а также – приблизить ремонтно-восстановительные мощности непосредственно к местам эксплуатации ПВН российского производства.

    В целях повышения качества ППО экспортируемых изделий также проведён ряд мероприятий по совершенствованию информационной поддержки жизненного цикла ПВН, позволяющих автоматизировать сбор и обработку необходимых сведений о характере использования и текущем состоянии каждого образца, а также обеспечивать ППО выпускаемой продукции на уровне современных требований.

    Так, совместно с Росстандартом и ОАО «Рособоронэкспорт» разработана и успешно применяется субъектами ВТС Концепция развития ИПИ-технологий для ПВН, поставляемой на экспорт.

    Созданы специализированные технические комитеты Росстандарта по каталогизации экспортируемой ПВН ТК 430 и её интегрированной логистической поддержке (далее – ИЛП) ТК 482, обеспечившие разработку методических рекомендаций организациям – экспортёрам ПВН для проведения ими ИЛП выпускаемой продукции согласно международных нормам.

    В результате многие российские производители всё более активно внедряют современные информационные технологии ИЛП в целях улучшения ППО выпускаемых изделий: ОАО «РСК «МиГ» внедрены технологии разработки электронной документации для поставляемой на экспорт ПВН, в том числе электронных каталогов выпускаемых изделий, предлагаются услуги по комплексному абонентскому обслуживанию этой продукции с предоставлением инозаказчикам на выбор нескольких вариантов организации ППО; подобные электронные каталоги изделий предлагаются также ОАО «Вертолёты России», где развёрнута и действует автоматизированная система он-лайн заказов и поставок запасных частей и комплектующих изделий для закупаемой инозаказчиками вертолётной техники.

    Кроме того, в ряде организаций, таких как ОАО «Компания «Сухой», на базе анализа статистики отказов различных комплектующих, входящих в состав поставляемых на экспорт изделий, формируются соответствующие запасы ЗИП для своевременной и оперативной поставки их инозаказчику.

    Необходимо отметить, что многие из российских организаций ОПК уже сейчас готовы обеспечивать ППО поставляемых инозаказчикам изделий на уровне лучших мировых требований: с предоставлением подробных сведений об их технических и эксплуатационных характеристиках на основе использования автоматизированных систем информационной поддержки этих изделий на всех стадиях их жизненного цикла (далее – ЖЦ).

    Этому способствует открытость используемых ими систем информационной поддержки экспортируемой продукции, применение отвечающих требованиям международных стандартов технологий каталогизации предметов снабжения и обеспечение на этой основе совместимости с действующими системами информационной поддержки жизненного цикла выпускаемой продукции и другими информационными системами (в том числе зарубежными), а также глобальный системный подход, предполагающий реализацию контроля технического состояния изделий на протяжении всего жизненного цикла и независимо от их местоположения (т.е. в том числе и на территории инозаказчика).

    Именно наличие в организациях – разработчиках и производителях ПВН новых технологий и соответствующих информационных систем, объединённых в единый комплекс управления эксплуатацией изделий на протяжении всего их жизненного цикла, позволит контролировать движение конкретных образцов и динамику изменения их параметров (конфигурации) в ходе эксплуатации. За этим – будущее ППО.

    Предоставление отдельным предприятиям оборонно-промышленного комплекса, как правило, являющимся головными разработчиками и производителями вооружения и военной техники, права на внешнеторговую деятельность в отношении поставок запасных частей, ремонта и обслуживания ранее поставленной за рубеж техники оправдало себя.

    Благодаря способности «головных» организаций, являющихся держателями технической документации, обеспечивать наиболее полноценное и качественное послепродажное обслуживание, а также проводить более гибкую ценовую политику при продаже запасных частей и более оперативно решать вопросы их поставки, объемы экспорта субъектами «малого» права, которых сейчас 21, на протяжении нескольких последних лет остаются стабильными и составляют 12 - 15 процентов от общего годового экспорта продукции военного назначения.

    Также необходимо отметить, что на долю т.н. «малых» субъектов приходится около половины экспорта запасных частей и дополнительного имущества и более 60 процентов работ по ремонту вооружения и военной техники.

    - До последнего времени военно-техническое сотрудничество со странами ОДКБ сводилось главным образом к поставке запчастей и модернизации имеющегося вооружения. Какова доля поставок оружия и боевой техники странам ОДКБ в общем объеме российского оружейного экспорта? На какие объемы мы можем выйти в перспективе? Какое конкретно вооружение поставляет сегодня Россия в страны ОДКБ?

    - В последнее время, начиная с 2010 года, ВТС со странами ОДКБ не ограничивается поставкой запчастей и услугами по ремонту и обслуживанию вооружений и военной техники. Страны ОДКБ приобретают современные средства ПВО, авиации, РСЗО, связи, бронетанковую технику, легкое стрелковое вооружение. Так в Беларусь были поставлены две батареи зенитного ракетного комплекса «Тор-М2», в стадии поставки третья батарея. Казахстану поставлены новейшие образцы бронетехники БТР-82А, боевые машины поддержки танков, тяжелые огнеметные системы, военно-транспортные вертолеты.

    В ближайшей перспективе выполнение контрактов на поставку в Беларусь самолетов Як-130, средств радиолокации, в Казахстан – поставка рейдового тральщика, ракетно-артиллерийских боеприпасов, средств связи и радиоконтроля, стрелкового вооружения.

    Доля поставок в страны ОДКБ составляет порядка 2 процентов от общего объема российского оружейного экспорта. В перспективе этот показатель должен сохраниться на таком уровне.

    - Каков сегодня портфель экспортных заказов на поставку российского оружия за рубеж, какова его структура по типам вооружений? Будут ли выполнены плановые задания на этот год, на какую цифру планируется выйти?

    - Портфель экспортных заказов на поставку российского оружия, техники и другого имущества в настоящее время находится на уровне 44 млрд. долл. США. Большую его часть – около 40 процентов – составляет авиационная техника, затем идет техника сухопутных войск – около 20 процентов. На военно-морскую технику и средства ПВО приходится чуть меньше - примерно по 18 процентов.

    Результаты деятельности системы ВТС в первом полугодии, а также график запланированных экспортных поставок до конца года свидетельствуют о том, что плановые задания на текущий год должны быть реализованы в полном объеме.

    Дата публикации: 25.09.2013

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2017 © ФСВТС России
    115324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.